Возможность одностороннего отказа от исполнения контракта

Возможность одностороннего отказа от исполнения контракта

Одностороннее расторжение контракта 44-ФЗ: допустимо ли?

Государственный или муниципальный контракт может быть расторгнут:

  • по соглашению сторон;
  • судебному предписанию;
  • в случае одностороннего отказа стороны такого контракта от его исполнения. (п. 8 ст. 95 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок…» от 05.04.2013 №44-ФЗ (далее — Закон № 44-ФЗ)

Совершить расторжение госконтракта можно в соответствии с гражданским законодательством, однако нужно соблюсти условия ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

Риск! В ряде случаев заказчик обязан отказаться от контракта (п. 15 ст. 95 Закона №44-ФЗ):

  • поставляемый товар/ услуга не отвечает определенным условиям закупки критериям;
  • поставщиком были представлены не соответствующие действительности сведения о соответствии товара/ услуги требованиям закупки, что дало ему возможность победить при определении поставщика;
  • в процессе реализации контракта был расторгнут инвестиционный контракт/ иной госконтракт, в целях исполнения которого и была объявлена закупка.

Расторжение контракта по 44-ФЗ по инициативе заказчика

Важно! Заказчик может отказаться от контракта в рамках 44-ФЗ лишь в том случае, если такая возможность закреплена непосредственно в самом контракте (п. 9 т. 95 Закона № 44-ФЗ).

Порядок расторжения контракта в этом случае имеет особенности:

  1. Требуется надлежащее извещение исполнителя. В продолжение 3 дней с момента принятия заказчиком решения об отказе от контракта сведения об этом размещаются в Единой информационной системе (далее — ЕИС). В этот же срок уведомляют поставщика заказными письмом с уведомлением о вручении (по адресу, указанному в контракте). Одновременно необходимо использовать и средства связи, позволяющие незамедлительно известить поставщика.
  2. Контракт считается расторгнутым в связи с отказом заказчика от его исполнения через 10 дней с момента надлежащего уведомления поставщика (это день возврата почтового уведомления о вручении заказчику).

Первым днем 10-дневного срока считается следующий день после надлежащего уведомления поставщика, т.е. контракт признается расторгнутым на 11-й день после возврата заказчику уведомления (см. письмо ФАС РФ от 14.03.2018 №РП/16764/18, а также наш материал «Разъяснен порядок одностороннего отказа от исполнения госконтракта заказчиком»).

Обратите внимание! Заказчик вправе привлечь эксперта/экспертную организацию для проверки поставленного товара/ услуги. В этом случае односторонний отказ допустим, если в заключении эксперта/ экспертной организации будет указано на наличие оснований к отказу (п. 10-11 ст. 95 Закона №44-ФЗ).

Важно! В случае нарушения контракта заказчик может взыскать неустойку с исполнителя. Размер неустойки по 44-ФЗ определен законом.

Размещение решения об отказе заказчика в ЕИС

Одним из обязательных мероприятий является размещение решения об отказе от контракта на официальном ресурсе Единой информационной системе в сфере закупок.

Как отразить в ЕГАИС такие сведения? Уведомление, подписанное уполномоченным представителем со стороны заказчика, в отсканированном варианте размещается в карточке контракта во вкладке «Документы». Далее, в общем реестре контрактов отображается со статусом «Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта».

Унифицированной формы такого уведомления нет (хотя она может быть утверждена, например, положением о закупках или самим госконтрактом).

Обычно уведомление оформляется на фирменном бланке организации, отказывающейся от контракта, и содержит следующие сведения:

  • наименование, адрес, ф. и. о. и должность руководителя организации-поставщика;
  • сведения о заключенном госконтракте (наименование, реквизиты);
  • указание на основание для одностороннего отказа от контракта — ссылка на соответствующий пункт в контракте и/или в законе;
  • собственно уведомление о принятом заказчиком решении.

Отказ поставщика от контракта по ФЗ-44

Если в госконтракте закреплено условие о том, что заказчик правомочен на односторонний отказ от контракта, то автоматически такое право получает и поставщик — при наличии оснований досрочного расторжения, установленных ГК РФ (п. 19 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Для подрядчика и поставщика расторжение контракта в одностороннем порядке происходит аналогичным образом, поэтому далее будем говорить только о поставщике. Поставщик должен уведомить в течение 3-х дней с момента принятия решения об отказе госзаказчика сразу двумя способами:

  • заказным письмом с уведомлением о вручении в адрес заказчика, указанный в контракте;
  • с помощью средств оперативного уведомления заказчика: по электронной почте, по факсимильной связи, путем направления телеграммы и т.д.

Контракт считается расторгнутым по истечении 10 дней с момента надлежащего уведомления заказчика.

Обратите внимание! В отличие от заказчика, поставщик не вносит в ЕИС сведения о своем решении отказаться в одностороннем порядке от контракта.

Одностороннее расторжение контракта: последствия для сторон

В случае если расторжение произведено заказчиком, для сторон это обернется в т.ч. следующими последствиями:

  1. Соответствующий поставщик будет внесен в реестр недобросовестных поставщиков (п. 16 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). Более подробно об этом своде данных можно прочитать в нашей статье «Реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ»;
  2. Заказчик сможет объявить закупку того же товара/услуги и заключить новый контракт. (п. 17-18 ст. 95 упомянутого закона).

Важно! С 01.07.2019 г. после расторжения контракта с победителем торгов, заключить новый можно только с участником торгов, предложению которого был присвоен второй номер (см. п. 17.1 ст. 95, который вводится законом от 01.05.2019 № 71-ФЗ)

Поставщик или заказчик в случае отказа другой стороны от исполнения контракта имеет права требовать возмещения только фактического ущерба, непосредственно обусловленного обстоятельствами, выступающими основанием для принятия решения об отказе от контракта (п. 23 ст. 95 того же ФЗ). При этом заказчиком должна быть также оплачена фактически исполненная и принятая часть обязательства.

Обратите внимание! Заказчик или поставщик обязаны отменить свое решение об отказе от контракта, если в течение 10-дневного срока по получении уведомления виновная сторона исправила все нарушения. (п. 14, 22 ст. 95 Закона №44-ФЗ).

Как оспорить расторжение контракта в одностороннем порядке?

Реальный шанс на оспаривание отказа от контракта дают нарушения процедуры оспаривания.

  1. Отсутствие в контракте права заказчика на односторонний отказ от контракта. Данное право может быть выражено в самом общем виде, без конкретизации нарушений со стороны контрагента. (п. 14 Обзора, утв. Президиумом ВС РФ 28.06.2017 (далее — Обзор)). Стороны могут дополнить установленный законом перечень, закрепив в контракте и иные основания для отказа;
  2. Сторона была ненадлежащим образом уведомлена о решении второй стороны об отказе. Неисполнение стороной-инициатором отказа всех действий, предусмотренных ч. 12 ст. 95 Закона №44-ФЗ не может квалифицироваться как ненадлежащее уведомление, если установлено, что соответствующее извещение доставлено второй стороне. Например, поставщик получил заказное письмо, но заказчик при этом в ЕИС не разместил уведомление в регламентированный срок и т. д. (п. 16 Обзора). При этом о надлежащем уведомлении свидетельствует не сам факт использования стороной при направлении решения нескольких средств связи и доставки, а наличие у него письменных доказательств, подтверждающих вручение адресату данного решения любым способом доставки (например, решение АС Красноярского края от 12.12.2018 по делу №А33-23315/2018).

Итак, в нашей статье мы рассмотрели основные особенности порядка расторжения госконтракта в случае одностороннего отказа от его исполнения. Такое право может быть реализовано сторонами, если оно прямо закреплено в контракте. Сторона, принявшее решение отказаться от обязательств в одностороннем порядке, должна надлежащим образом уведомить об этом вторую сторону.

В соответствии с ч.2 ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в дальнейшем – Закон №44-ФЗ) заказчик обязан подать сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) поставщика (подрядчика, исполнителя), с которым контракт расторгнут по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением им условий контракта.

Читайте также:  Передача руля лицу лишенному права управления

На основе обобщения арбитражной практики и собственного опыта автор раскрывает признаки правомерности/незаконности действий заказчика по одностороннему отказу от исполнения контракта на выполнение работ/оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд. В ряде случаев знание этих признаков позволит подрядчику/исполнителю избежать внесения о нем сведений в реестр недобросовестных поставщиков. Для этого ему следует доказать неправомерность одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Как указано в п.12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2016 №54 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении», если односторонний отказ от исполнения обязательства совершен тогда, когда это не предусмотрено законом, иным правовым актом или соглашением сторон, или не соблюдены требования к его совершению, то по общему правилу такой односторонний отказ не влечет юридических последствий, на которые он был направлен.

1.Отказ заказчика от исполнения контракта является правомерным.

Согласно ч.9 ст. 95 Закона №44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ (в дальнейшем – ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Таким образом, для признания правомерным решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта на выполнение работ/оказание услуг им должны быть соблюдены несколько условий.

1.1. Возможность одностороннего отказа от исполнения контракта должна быть прямо предусмотрена в контракте. В противном случае решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта является незаконным. Однако это не лишает заказчика права на обращение с иском в арбитражный суд о расторжении контракта на основании ст.450 ГК РФ.

1.2. Заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта на выполнение работ только в случаях, предусмотренным Гражданским кодексом РФ, и при существенном нарушении исполнителем условий контракта.

Как следует из ст.783 ГК РФ, общие положения о подряде (статьи 702-729) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779-782 ГК РФ, а также особенностям предмета возмездного оказания услуг.

Отсюда заказчик может в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора подряда/возмездного оказания услуг в следующих случаях:

— при нарушении конечного срока выполнения работы/оказания услуги, а также иных установленных договором сроков (начальный и промежуточные сроки), если вследствие допущенной подрядчиком/исполнителем просрочки результат работы/услуги (исполнение) утратил интерес для заказчика (п.3 ст.708 ГК РФ);

— если исполнитель не приступает своевременно к исполнению договора или выполняет работу/оказывает услугу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным (п.2 ст.715 ГК РФ);

— если во время выполнения работы/оказания услуги станет очевидным, что она не будет выполнена/оказана надлежащим образом и при этом подрядчик/исполнитель не выполнил требование заказчика об устранении недостатков в разумный срок (п.3 ст.715 ГК РФ);

— если отступления в работе от условий договора или иные недостатки результата работы/услуги не были устранены подрядчиком/исполнителем в установленный заказчиком разумный срок либо являются существенными и неустранимыми (п.3 ст.723 ГК РФ).

Таким образом, вышеперечисленные нормы допускают односторонний отказ заказчика от исполнения договора подряда/возмездного оказания услуг толькопри нарушении подрядчиком/исполнителем следующих существенных условий договора – сроков выполнения работы/оказания услугии ее качества. С особенностями ответственности подрядчика за нарушение ст.ст.708 и 715 ГК РФ можно ознакомиться здесь.

1.3. Согласно ч.12 ст.95 Закона №44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением по адресу, указанному в контракте, а также телеграммой либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получения заказчиком подтверждения о ее вручении поставщику (подрядчику, исполнителю).

Как следует из ч.13 ст.95 Закона №44-ФЗ, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Невыполнение требований, предусмотренных ч.ч.12 и 13 ст.95 Закона №44-ФЗ является основанием для признания одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным, поскольку в силу допущенных нарушений подрядчик/исполнитель был лишен возможности устранить выявленные нарушения в соответствии с ч.14 данной статьи.

2. Отказ заказчика от исполнения контракта является незаконным.

2.1. Далеко не каждое нарушение подрядчиком/исполнителем существенных условий контракта влечет его включение в реестр недобросовестных поставщиков. Если будет доказано, что он не смог исполнить свое обязательство вследствие просрочки кредитора (п.3 ст.405 и ст.406 ГК РФ), то должник не признается просрочившим, а его вина в нарушении обязательства отсутствует. С особенностями ответственности подрядчика за нарушение ст.ст.708 и 715 ГК РФ можно ознакомиться здесь.

2.2. Но даже если подрядчик/исполнитель допустил существенное нарушение контракта, у него остается шанс избежать включения в реестр недобросовестных поставщиков. Для этого он обязан в соответствии с ч.14 ст.95 Закона №44-ФЗ устранить нарушение контракта, послужившее основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в десятидневный срок с даты надлежащего уведомления подрядчика/исполнителя о принятом решении и компенсировать заказчику затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 данной статьи.

2.3. Особняком стоит предоставленное заказчику ст.717 ГК РФ право одностороннего отказа от исполнения договора подряда в любое время до сдачи ему результата работы с оплатой подрядчику части установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора. Данное право заказчик может реализовать в любой момент до принятия им результата выполненной работы. Это право носит безусловный характер, поскольку для его реализации заказчику не требуется установление вины подрядчика в нарушении договора. Мотив и основания принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от договора подряда не имеют никакого юридического значения.

Аналогичное безусловное право заказчика на односторонний отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг предоставлено заказчику п.1 ст.782 ГК РФ при условии оплаты им исполнителю фактически понесенных расходов.

Полагаю, данным правом заказчик, как и в ст.717 ГК РФ, может воспользоваться в любой момент до принятия им результата оказанной услуги.

Зададимся следующим вопросом: является ли законным отказ заказчика от исполнения государственного (муниципального) контракта на основании ст.717 или п.1 ст.782 ГК РФ?

В пользу правомерности его постановки свидетельствует ч.14 ст.95 Закона №44-ФЗ: заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение 10 дней с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 данной статьи.

Читайте также:  Какое предписание может выдать фас

При этом отмечу, что Закон №44-ФЗ не упоминает о возможности принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта при отсутствии вины поставщика (подрядчика, исполнителя) в нарушении контракта. Из этого следует вывод о невозможности отказа заказчика от исполнения контракта на основании ст.717 или п.1 ст.782 ГК РФ.

Однако судебная практика по данному вопросу весьма противоречива. В одних случаях арбитражные суды признают законным односторонний отказ от исполнения контракта на основании ст.717 ГК РФ. Правда следует отметить, что они также ссылаются и на другие нормы (например, на ст.723 ГК РФ), указывая на неправомерное поведение подрядчика (определение Верховного Суда РФ от 07.09.2018 №310-ЭС18-12892 по делу №А84-3846/2016).

В других случаях арбитражные суды признают безоговорочное право государственного (муниципального) заказчика на односторонний отказ от исполнения контракта в любое время до сдачи ему результата работы в отсутствие нарушений со стороны подрядчика (ответ на вопрос №2 утвержденного Президиумом Арбитражного суда Северо-Кавказского округа 29.01.2016 Обобщения судебной практики по спорам, связанным с применением законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд).

Но есть и прямо противоположный правовой подход. Так в постановлении Девятого Арбитражного апелляционного суда от 21.12.2018 №09АП-60421/2018 по делу №А40-98497/2018 указано следующее: «Отказываясь от исполнения государственного контракта, ответчик реализовал свое право на расторжение в соответствии со ст.782 ГК РФ. В то же время, являясь государственным заказчиком, ответчик должен был соблюдать положения Федерального закона №44-ФЗ. Поскольку в силу ч.1 ст.2 Федерального закона №44-ФЗ законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд основывается на положениях ГК РФ, при разрешении споров, вытекающих из государственных (муниципальных) контрактов, суды руководствуются нормами Федерального закона №44-ФЗ, толкуемыми во взаимосвязи с положениями ГК РФ, а при отсутствии специальных норм – непосредственно нормами ГК РФ. В связи с изложенным положения ст.782 ГК РФ должны применяться к спорным правоотношениям в той части, которая не противоречит специальным нормам закона». На этом основании суд апелляционной инстанции признал незаконным односторонний отказ заказчика от исполнения контракта сразу после его заключения, когда стороны даже не приступили к его выполнению.

Аналогичный правовой подход изложен в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.05.2016 по делу №А13-8444/2015: «Из системного толкования положений статьи 95 Закона №44-ФЗ следует, что односторонний отказ от исполнения контракта не может быть произвольным, а возможен только в случае нарушения заказчиком (опечатка – исполнителем) его условий… Признание за заказчиками права на немотивированный отказ от исполнения государственных контрактов, заключенных по итогам проведения открытых аукционов в электронной форме, открывает возможность для злоупотреблений со стороны недобросовестных заказчиков, поскольку такие действия фактически дезавуируют положения Закона №44-ФЗ в части определения лиц, с которыми заключаются государственные контракты».

По мнению автора, последняя точка зрения является более обоснованной. Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта при отсутствии вины подрядчика/исполнителя создает обширное поле для злоупотреблений заказчиком своими правами. Например, он может использовать предоставленное ему ст.717 или п.1 ст.782 ГК РФ право одностороннего отказа от исполнения контракта по до тех пор, пока контракт не будет заключен с нужным заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Очевидно, что подобные действия вступают в явное противоречие с целями принятия Закона №44-ФЗ – повышения эффективности и результативности осуществления закупок, предотвращения коррупции и иных злоупотреблений в данной сфере (ч.1 ст.1 Закона №44-ФЗ).

Думается, конечную точку в этом вопросе должен поставить Верховный Суд РФ, а пока все риски правовой неопределенности ложатся на обе стороны контракта и, в большей степени, на менее защищенную сторону – подрядчика/исполнителя.

2.4. Зададимся еще одним немаловажным вопросом: является ли законным отказ заказчика от исполнения государственного (муниципального) контракта по основаниям, не предусмотренным ГК РФ, но предусмотренными условиями контракта?

Считаю, ответ на данный вопрос должен быть отрицательным по следующим основаниям.

По общему правилу односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами (п.1 ст.310 ГК РФ).

Право на односторонний отказ от обязательства, связанного с осуществлением предпринимательской деятельности, допускается в случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором (абз.1 п.2 ст.310 ГК РФ).

В случае, если исполнение обязательства связано с осуществлением предпринимательской деятельности не всеми его сторонами, право на односторонний отказ от исполнения обязательства может быть предоставлено договором лишь стороне, не осуществляющей предпринимательской деятельности, за исключением случаев, когда законом или иным правовым актом предусмотрена возможность предоставления договором такого права другой стороне (абз.2 п.2 ст.310 ГК РФ).

Как указано в абзаце 2 пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2016 №54 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении», в обязательстве из публичного договора, заключенного лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, право на односторонний отказ от исполнения обязательства может быть предоставлено договором только той стороне, для которой заключение этого договора не было обязательным (пункт 1 статьи 6, пункт 2 статьи 310, статья 426 ГК РФ).

То есть заключение государственного (муниципального) контракта для поставщика (подрядчика, исполнителя) в отличие от заказчика не является обязательным. С другой стороны, мы видим, что право одностороннего отказа от исполнения договора может быть предоставлено только более слабой стороне. Полагаю, в государственном (муниципальном) контракте таковой стороной является поставщик (подрядчик, исполнитель) – его возможность повлиять на условия контракта намного меньше возможностей заказчика.

Кроме того, как следует из пункта утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 28.06.2017)15 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд», стороны государственного (муниципального) контракта вправе конкретизировать признаки существенного нарушения обязательства, совершение которого является надлежащим основанием для одностороннего отказа от исполнения обязательства (выделение – автора).

Таким образом, стороны лишь вправе конкретизировать признаки, нарушение которых признается существенным (по мнению автора, только в отношении сроков и качества выполнения работы/оказания услуги). Однако это вовсе не означает, что в результате подобной конкретизации у заказчика должны возникнуть новые основания, не предусмотренные ГК РФ, наделяющие его правом одностороннего отказа от исполнения контракта.

Так, в постановлении Девятого Арбитражного апелляционного суда от 29.03.2017 №09АП-6721/2017 по делу №А40-162641/16 указано следующее: «… суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что отказ МЧС России от исполнения Контракта произведен по основанию, не предусмотренному законодательством Российской Федерации, то есть в нарушение требований закона».

Подрядчик/исполнитель может избежать внесения о нем сведений в реестр недобросовестных поставщиков в следующих случаях:

1) Если возможность одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта не предусмотрена условиями контракта.

2) Если допущенные подрядчиком/исполнителем нарушения контракта не являются существенными – не связаны с нарушением срока выполнения работы/оказания услуги или ее качеством.

3) Если нарушение существенных условий контракта произошло не по вине подрядчика/исполнителя, а вследствие просрочки заказчика (п.3 ст.405 и ст.406 ГК РФ).

Читайте также:  Время оформления визы в индию

4) Если заказчиком не была соблюдена процедура отказа от исполнения контракта, предусмотренная ч.ч.12 и 13 ст.95 Закона №44-ФЗ.

5) Если в соответствии с ч.14 ст.95 Закона №44-ФЗ подрядчик/исполнитель устранил допущенное им нарушение существенного условия контракта в десятидневный срок с даты его надлежащего уведомления о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта, а также компенсировал последнему затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч.10 ст.95 Закона №44-ФЗ.

Дата публикации: 17.01.2019 2019-01-17

Статья просмотрена: 104 раза

Библиографическое описание:

Измоденова О. Е. Право государственного заказчика на односторонний отказ от исполнения государственного контракта // Молодой ученый. — 2019. — №3. — С. 258-261. — URL https://moluch.ru/archive/241/55648/ (дата обращения: 02.09.2019).

В статье рассматривается возможность одностороннего отказа заказчика от исполнения государственного контракта, основания отказа, приводятся примеры судебной практики.

Ключевые слова: государственные контракты, закупки, расторжение контракта, односторонний отказ от исполнения контракта.

Повышенное внимание к государственным закупкам в России обусловлено значительным количеством заинтересованных лиц, а также не менее значительными объемами привлекаемых денежных средств. Совершенствование системы государственных закупок определено стремлением к повышению их эффективности и открытости.

Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) с 01 января 2014 года в Российский Федерации введена контрактная система. Данный нормативно-правовой акт регламентирует все стороны государственных закупок, начиная с определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и заканчивая исполнением либо расторжением государственного (муниципального) контракта.

Возможность расторжения государственного контракта существовала и до принятия Закона № 44-ФЗ, однако до 07 июня 2013 года расторгнуть государственный контракт можно было лишь по соглашению сторон и в судебном порядке, что приводило к затягиванию процедуры расторжения и нарушению сроков выполнения работ. В связи с возникшими проблемами расторжения государственных контрактов на практике законодатель дополнил действующий на тот момент Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» статьей 19.2, которая предусматривала возможность расторжения контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта.

Действующий в настоящее время Закон № 44-ФЗ закрепляет возможность расторжения государственного контракта в случае одностороннего отказа стороны контракта от его исполнения, а также саму процедуру расторжения.

Согласно п. 8 ст. 95 рассматриваемого закона расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Положения данной статьи также определяют порядок действий при одностороннем отказе от исполнения государственного контракта.

В соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) и Закона № 44-ФЗ государственный заказчик вправе отказаться от исполнения государственного контракта в одностороннем порядке с учетом следующего:

1) основание для такого отказа должно быть предусмотрено ГК РФ;

2) право одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта должно быть предусмотрено государственным контрактом.

Следует отметить, что по данному вопросу высказана правовая позиция Министерства экономического развития РФ и Федеральной антимонопольной службы в письме от 18 февраля 2016 г. № 324-ЕЕ/Д28и, АЦ/9777/16 «О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу об установлении в проекте контракта оснований для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта при осуществлении закупок в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Согласно данной позиции ведомства предлагают включать в проект государственного контракта перечень случаев одностороннего отказа от исполнения контракта, являющихся основаниями, предусмотренными ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в том числе:

1) поставщик отказывается передать заказчику товар и/или принадлежности к нему (положения ст.ст. 463, 464 ГК РФ);

2) поставщиком допущены существенные нарушения требований к качеству товара, в том числе если заказчиком обнаружены неустранимые недостатки, а также недостатки, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, и других подобных недостатков (п. 2 ст. 475 ГК РФ);

3) поставщик не выполнил в разумный срок требования заказчика о доукомплектовании товара (п. 1 ст. 480 ГК РФ);

4) поставщик допустил неоднократное нарушение сроков поставки товаров (п. 2 ст. 523 ГК РФ);

5) подрядчик (исполнитель) отступил в работе (услуге) от условий договора либо имеют место иные недостатки результата работы, не устраненные в установленный заказчиком разумный срок, или являются существенными и неустранимыми (п. 3 ст. 723 ГК РФ).

Следует отметить, что возможность одностороннего отказа от исполнения государственного контракта, как было указано ранее, повышает эффективность государственных закупок, так как позволяет быстро реагировать на недобросовестное исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязанностей. Но в то же время, следует отметить и определенные недостатки в существующей процедуре одностороннего отказа. Так, согласно мнению некоторых авторов механизм одностороннего отказа, закрепленный Законом № 44-ФЗ, может привести к тому, что контракты будут расторгаться по самым незначительным причинам [Чваненко, с. 20]. Таким образом, действующее законодательство о контрактной системе дает возможность государственным заказчикам отказываться в одностороннем порядке от исполнения контракта «неудобными» поставщиками.

Споры о правомерности одностороннего отказа заказчика от исполнения государственного контракта часто становятся предметом судебных разбирательств. К примеру, решением Арбитражного суда Челябинской области от 26.09.2018 по делу № А76–2078/2018 отказано в удовлетворении требования ООО «НПП «ГЕФЕСАТОМ» о признании незаконным решения от 15.12.2017 об одностороннем отказе от исполнения контракта на поставку трактора. В рассматриваемом случае государственный заказчик МБУ Озерского городского округа «Парк Культуры и Отдыха» приняло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на поставку трактора в связи с не полным устранением недостатков товара [5]. В ходе рассмотрения дела суд пришел к выводу о наличии существенных нарушений условий контракта и обоснованности решения государственного заказчика о расторжении контракта.

Арбитражные суды в части таких споров также встают на сторону государственных заказчиков [4, 6].

Частым явлением является и удовлетворение судом исковых требований о признании недействительным одностороннего отказа заказчика от исполнения государственного контракта. Так, решением Арбитражного суда Челябинской области от 08.12.2017 по делу № А76–2241/2017 удовлетворены исковые требования ООО «Назаров Сикьюрити Технолоджиз» к Администрации Карталинского муниципального района о признании незаконным одностороннего отказа от исполнения контракта. Государственный заказчик направил исполнителю уведомление о расторжении муниципального контракта в одностороннем порядке в связи с несоответствием товара требованиям. В ходе рассмотрения материалов дела установлено, что заказчик не известил исполнителя о допущенных недостатках, не потребовал своевременного устранения, в связи с чем, нарушена процедура извещения исполнителя о выявленных недостатках, следовательно, решение об одностороннем отказе заказчика о расторжении контракта принято с нарушением условий контракта и норм действующего законодательства [3]. В результате чего исковые требований удовлетворены.

Таким образом, несмотря на закрепленный законодательно механизм осуществления одностороннего отказа заказчика от исполнения государственного (муниципального) контракта данный вопрос является достаточно спорным и требует участия судебных органов в определении его правомерности.

Ссылка на основную публикацию
Водительское удостоверение российского образца
В этой статье Вы узнаете: может ли иностранный гражданин ездить на автомобиле в России по водительскому удостоверению своей страны; может...
Вид деятельности муниципального учреждения образования
Приказом отдела образования администрации Первомайского муниципального района от 13 .08.2016г. N 101/1 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ № 4.1 муниципальному дошкольному образовательному учреждению...
Взять ипотеку с первоначальным взносом 10 процентов
«Рефинансирование» «Кредит под залог недвижимости» «Госпрограмма (рефинансирование)» «Квартира в строящемся доме от ООО Инград-Недвижимость» «Семейная ипотека (рефинансирование)» «Ипотека в ползунках...
Водоканал подключение частного дома к водопроводу
Уважаемые жители п. Володарский (п. Сергеево)! Дирекция подключений и обработки данных об абонентах ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» для Вашего удобства проведет...
Adblock detector