Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов

Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов

Статья 32 . Порядок установления и прекращения публичных сервитутов на территории муниципального образования

1. Публичный сервитут — право ограниченного пользования чужим земельным участком, возникающее на основании нормативно-правового акта органа государственной власти или органа местного самоуправления и обеспечивающее интересы Российской Федерации, местного самоуправления или местного населения.

2. Могут устанавливаться публичные сервитуты для:

1) прохода или проезда через земельный участок;

2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

4) проведения дренажных работ на земельном участке;

5) забора воды и водопоя;

6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

8) использования земельного участка в целях охоты и рыболовства;

9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;

10) свободного доступа к прибрежной полосе.

3. Установление публичного сервитута осуществляется с учётом результатов публичных слушаний.

4. Сервитут может быть срочным и постоянным.

5. Инициаторами установления (прекращения) публичного сервитута могут быть физические и юридические лица, органы государственной власти и местного самоуправления.

Инициатор установления публичного сервитута подаёт в уполномоченный в области архитектуры и градостроительства орган местного самоуправления заявление об установлении публичного сервитута, в котором указываются:

— местонахождение земельного участка, в отношении которого устанавливается публичный сервитут;

— сведения о собственнике (землевладельце, землепользователе) данного земельного участка;

— сведения об инициаторе установления публичного сервитута;

— содержание публичного сервитута;

— обоснование необходимости установления публичного сервитута;

— ситуационный план и сфера действия публичного сервитута;

— срок действия публичного сервитута или указание на его бессрочность.

6. Уполномоченный в области архитектуры и градостроительства орган местного самоуправления в течение 5-ти дней рассматривает заявление об установлении (прекращении) публичного сервитута, выявляет необходимость проведения Комиссией по землепользованию и застройке публичных слушаний по вопросу об установлении (прекращении) публичного сервитута и направляет заявление, указанное в абзац 2 ч. 5 настоящей статьи, главе администрации. Глава администрации, не позднее следующего дня с момента поступления заявления, принимает решение о проведении публичных слушаний по вопросу об установлении (прекращении) публичного сервитута.

Уполномоченное в области архитектуры и градостроительства подразделение администрации имеет право отказать инициатору в дальнейшем рассмотрении заявления в случае признания необоснованности установления (прекращения) публичного сервитута. Данное решение может быть обжаловано инициатором установления (прекращения) публичного сервитута в судебном порядке.

7. Публичные слушания по вопросу об установлении (прекращении) публичного сервитута проводятся в соответствии со статьёй 31 настоящих Правил застройки.

8. На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу об установлении (прекращении) публичного сервитута Комиссия осуществляет подготовку рекомендаций по установлению (прекращению) публичного сервитута либо по отказу в установлении (прекращении) публичного сервитута и направляет их, не позднее следующего дня после подготовки, главе администрации.

9. Глава в течение 3-х дней со дня поступления указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций принимает постановление об установлении (прекращении) публичного сервитута или об отказе в установлении (прекращении) публичного сервитута с указанием причин отказа.

В постановлении об установлении публичного сервитута должно быть указано:

— местонахождение земельного участка, в отношении которого устанавливается публичный сервитут;

— кадастровый план земельного участка (или проект границ земельного участка);

— сведения о собственнике (землевладельце, землепользователе) данного земельного участка;

— сведения об инициаторе установления публичного сервитута;

— содержание публичного сервитута;

— сфера действия публичного сервитута;

— срок действия публичного сервитута или указание на его бессрочность;

— размер платы собственнику земельного участка, в отношении которого устанавливается публичный сервитут, или указание на бесплатность его установления.

10. Публичный сервитут (его прекращение) подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Сервитут возникает (прекращается) с момента такой регистрации.

Государственная регистрация публичного сервитута (его прекращения) производится на основании заявления собственника земельного участка, который обременяется (обременён) сервитутом. В случае, если данный собственник земельного участка уклоняется от осуществления действий по государственной регистрации сервитута (его прекращения), инициатор установления (прекращения) публичного сервитута вправе обратиться в суд с требованием о регистрации публичного сервитута (его прекращения).

Оплата государственной регистрации публичного сервитута (его прекращения) производится за счёт инициатора установления (прекращения) публичного сервитута.

11. Срочный публичный сервитут прекращается по истечении срока его действия, определённого постановлением главы согласно части 9 настоящей статьи.

Принятие отдельного нормативного правового акта о прекращении действия срочного публичного сервитута не требуется.

12. Бессрочный публичный сервитут прекращается в случае отсутствия интересов Российской Федерации, местного самоуправления или местного населения, в целях, обеспечения которых он был установлен. Бессрочный публичный сервитут прекращается в порядке, определённом частями 5 — 10 настоящей статьи, с учётом особенностей, установленных настоящей частью.

Инициатор прекращения публичного сервитута подаёт в уполномоченное в области архитектуры и градостроительства подразделение администрации заявление о прекращении публичного сервитута, в котором указываются:

— местонахождение земельного участка, в отношении которого установлен публичный сервитут;

— кадастровый план земельного участка (или проект границ земельного участка);

— реквизиты постановления главы администрации об установлении публичного сервитута;

— сведения о собственнике (землевладельце, землепользователе) земельного участка, обременённого публичным сервитутом;

— сведения об инициаторе установления публичного сервитута;

— сведения об инициаторе прекращения публичного сервитута;

— содержание публичного сервитута;

— обоснование необходимости прекращения публичного сервитута;

— сфера действия публичного сервитута;

— указание на бессрочность публичного сервитута.

В постановлении главы о прекращении публичного сервитута (ч. 9 настоящей статьи) должно быть указано:

— местонахождение земельного участка, в отношении которого установлен публичный сервитут;

— кадастровый план земельного участка (или проект границ земельного участка);

— реквизиты постановления главы сельсовета об установлении публичного сервитута;

— сведения о собственнике (землевладельце, землепользователе) земельного участка, обременённого публичным сервитутом;

— сведения об инициаторе установления публичного сервитута;

— сведения об инициаторе прекращения публичного сервитута;

— содержание публичного сервитута;

— сфера действия публичного сервитута;

— указание на бессрочность публичного сервитута;

— решение о прекращении действия публичного сервитута.

13. Осуществление публичного сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.

14. Если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от администрации соразмерную плату за него. Вопросы о платности публичного сервитута, размере платы и другие подобные вопросы рассматриваются при проведении публичных слушаний об установлении публичного сервитута.

15. Если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка (землевладелец, землепользователь) вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением администрацией убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.

16. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

Читайте также:  До какого возраста считается мать одиночка
>
Заключительные положения (ст.ст. 33 — 35)
Содержание
Решение Кузнецовского сельского Совета народных депутатов Магдагачинского района Амурской области от 16 мая 2017 г. N 33 "Об.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В статье рассматриваются правовые вопросы, связанные с отображением границ зон действия публичных сервитутов в проектах межевания территорий, формулируются предложения по внесению изменений в Градостроительный кодекс РФ, предполагающие возможность установления публичных сервитутов проектами межевания территорий.

В практике градостроительного проектирования при подготовке документации по планировке территории очень часто возникают вопросы, связанные с порядком установления публичных сервитутов.

«Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 года не содержит норм о регулировании сервитутов (они были предусмотрены Градостроительным кодексом РФ 1998 года), и если владельцы частных сервитутов могут воспользоваться нормами ГК РФ, то публичные сервитуты остались вне специального федерального законодательства» 1 .

Из названия статьи 23 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) можно понять, что сервитут – это право ограниченного пользования чужим земельным участком. Сервитуты бывают двух видов: частные и публичные. Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством (ч.1 ст.23 ЗК РФ, ст.274-277 ГК РФ). Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний (п.2 ст.23 ЗК РФ).

Проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых в числе прочих сведений отображаются границы зон действия публичных сервитутов (п.8 ч.5 ст.43 Градостроительного кодекса РФ, далее – ГрК РФ). Также границы зон действия публичных сервитутов указываются в составе градостроительного плана земельного участка (п.2 ч.3 ст.44 ГрК РФ).

Возникает вопрос, границы зон действия каких публичных сервитутов должны отображаться в составе проекта межевания территории: уже установленных на момент подготовки проекта межевания специальным нормативным правовым актом органа местного самоуправления, или же допустимо в проекте межевания отображать планируемые границы зон действия публичных сервитутов? В этой связи представляет интерес и вопрос о том, правомерно ли устанавливать публичные сервитуты проектом межевания территории? Попытаемся разобраться в данных вопросах.

Прежде всего, следует отметить, что сервитут – это право ограниченного пользования чужим земельным участком (курсив мой – Д.Ш.). Согласно ст.11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Основным из таких законов выступает Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», определяющий порядок осуществления кадастровых действий по формированию земельных участков и постановке их на государственный кадастровый учет. Таким образом, под земельным участком в правовом смысле понимается только сформированный и поставленный на государственный кадастровый учет земельный участок.

Частью 2 статьи 43 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения. Соответственно, на чертежах проекта межевания территории (ч.5 ст.43 ГрК РФ) отображаются:

— границы застроенных земельных участков, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты (п.3);

— границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства (п.4);

— границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения (п.5).

Следовательно, при подготовке проектов межевания разработчик имеет дело с двумя видами земельных участков: сформированными, т.е. поставленными на государственный кадастровый учет, земельными участками и формируемыми земельными участками, в отношении которых впоследствии предстоит осуществление кадастровых действий и постановка на учет в государственном кадастре недвижимости. Ко второму виду относятся и земельные участки, планируемые под размещение объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, хотя о них прямо и не говорится как о формируемых земельных участках.

В отношении сформированных и поставленных на государственный кадастровый учет земельных участков, как уже застроенных, так и подлежащих застройке, границы зон действия публичных сервитутов в проекте межевания должны отображаться на основании нормативных правовых актов органа местного самоуправления, в случае их наличия, действующих на момент подготовки проекта межевания. В таких случаях проект межевания фиксирует сложившееся состояние земельных отношений (status quo) на территории. Но как быть в тех случаях, когда до подготовки проекта межевания территории публичный сервитут в отношении земельного участка установлен не был, но необходимость в нем очевидна? Возможно ли отобразить в границах соответствующих земельных участков планируемые (курсив мой – Д.Ш.) границы зон действия публичных сервитутов, с тем, чтобы впоследствии установить их нормативным правовым актом органа местного самоуправления? Или, если пойти еще дальше, возможно ли в таком случае установить публичный сервитут непосредственно проектом межевания в необходимых границах?

Исходя из редакции п.8 ч.5 ст.43 ГрК РФ («8) границы зон действия публичных сервитутов.») на первую часть вопроса ответ неоднозначен. С одной стороны, если подходить к проекту межевания с юридико-содержательной точки зрения, то данный градостроительный документ не утверждает каких-либо самостоятельных обязательных решений, как например, проект планировки территории, которым и только им одним устанавливаются красные линии. Проект межевания либо фиксирует то состояние, территории, которое уже сложилось, и воспроизводит решения принятых до него градостроительных и иных документов (отображение красных линий из проекта межевания, отображение границ застроенных земельных участков на основании данных государственного кадастра недвижимости, отображение границ территорий объектов культурного наследия из проектов зон охраны таких объектов и т.д.), либо с учетом градостроительных требований и нормативов по развитию территории дает предложения (но не утверждает решения!) по границам формируемых земельных участков. В этом смысле проект межевания территории служит основой, градостроительным обоснованием для будущих кадастровых работ и постановки земельных участков на кадастровый учет. При таком понимании проекта межевания в его составе должны отображаться границы зон действия уже установленных (курсив мой – Д.Ш.) публичных сервитутов, поскольку в другом случае формулировка п.8 ч.5 ст.43 ГрК РФ должна была бы иметь следующую редакцию: «существующие и планируемые границы зон действия публичных сервитутов». Но с другой стороны, если исходить из уже отмеченной особенности проекта межевания территории устанавливать взвешенные, профессионально и научно обоснованные градостроительные требования к границам формируемых земельных участков, то в каком еще документе, как не в проекте межевания могут и должны быть даны предложения по установлению публичных сервитутов?! На наш взгляд, только в проекте межевания! Таким образом, с содержательной и смысловой точек зрения стоит признать правильным отображение в проектах межевания территорий планируемых границ зон действия публичных сервитутов. А для того, чтобы данная позиция была безупречной с точки зрения градостроительного законодательства, в пункт 8 части 5 статьи 43 ГрК РФ необходимо внести изменения, изложив его в следующей редакции: «8) существующие и планируемые границы зон действия публичных сервитутов».

Читайте также:  Договор проката велосипеда образец

Рассмотрим вторую часть поставленного выше вопроса о том, насколько допустимо устанавливать публичный сервитут проектом межевания территории. Несмотря на то, что такая возможность земельным и градостроительным законодательством прямо не предусмотрена, в пользу нее указывает следующее.

Как уже было отмечено выше, публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления (п.2 ст.23 ЗК РФ). В соответствии с ч.14 ст.45 ГрК РФ документация по планировке территории утверждается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой местной администрации в течение четырнадцати дней со дня поступления указанной документации. Акт об утверждении документации по планировке территории в подавляющем большинстве случаев является нормативно-правовым. Таким образом, внешняя правовая форма в обоих случаях одна и та же.

Далее, для установления публичного сервитута требуется проведение общественных слушаний (п.2 ст.23 ЗК РФ). Но проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории (т.е. в составе проекта планировки территории) на основании решения органа местного самоуправления поселения или городского округа, до их утверждения также подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях (ч.5 ст.46 ГрК РФ).

Требования к содержанию акта об установлении публичного сервитута, перечню обязательных к отражению в нем сведений, законодательством не определены. Такой акт может быть как преимущественно в текстовой или текстово-графической форме (отдельный нормативно-правовой акт), так и графической (проект межевания). Требование закона о государственной регистрации сервитута в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (п.9 ст.23 ЗК РФ) может быть реализовано как на основании отдельного нормативного правового акта об установлении публичного сервитута, так и на основании проекта межевания.

Попытка законодательно закрепить возможность установления сервитутов на основании планировочной документации предусмотривалась законопроектом "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в связи с совершенствованием нормативно-правового регулирования сервитутов", подготовленным Минэкономразвития. Проект был согласован с Мининформсвязи России (А.В. Маслов), МПР России (В.В. Лозбинев), Минтрансом России (С.А. Аристов) и Минрегионом России (В.В. Шипов), но до настоящего времени не принят 2 . Вместе с тем, по нашему мнению, установление публичных сервитутов проектом межевания территории вписывается в логику процесса градостроительного развития территории и способствовало бы устранению дублирующих административных процедур при установления публичного сервитута в порядке, предусмотренном земельным законодательством.

Что касается формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства (п.4 ст.43 ГрК РФ), то они еще не являются самостоятельными объектами земельно-имущественного и гражданского оборота. Поэтому в отношении них вопрос об установлении публичного сервитута при подготовке проекта межевания территории не возникает. Вместе с тем, учитывая изложенные выше аргументы, при необходимости обременения таких земельных участков в интересах местного самоуправления или местного населения после их формирования и постановки на государственный кадастровый учет, в проекте межевания территории целесообразно определять планируемые границы зон действия публичных сервитутов, с тем, чтобы впоследствии устанавливать их специальными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Так, постановлением Мэра муниципального образования Северодвинск от 30 июня 2009 г. № 169 «Об установлении публичных сервитутов на территории квартала 098 г.Северодвинска» 3 постоянные публичные сервитуты для прохода и подъезда на земельные участки многоквартирных домов и других объектов капитального строительства иных видов разрешенного использования, были установлены в соответствии с проектом межевания территории квартала 098, утвержденным постановлением Мэра Северодвинска от 30.07.2007 № 218, в связи с постановкой земельных участков на государственный кадастровый учет. Таким образом, на основании проекта межевания территории, давшем предложения по границам зон действия публичных сервитутов на формируемых земельных участках, публичные сервитуты были установлены в соответствии со ст.23 ЗК РФ нормативным правовым актом органа местного самоуправления после постановки земельных участков на государственный кадастровый учет.

Подведем итог. Формулировка п.8 ч.5 ст.43 ГрК РФ об отображении в проектах межевания территорий границ зон действия публичных сервитутов является недостаточно конкретной и определенной. Однозначно, не вступая в противоречие с законодательством, на ее основе в проектах межевания возможно отображение границ зон действия только уже установленных в порядке статьи 23 ЗК РФ публичных сервитутов. В целях управления развитием территорий, сокращения дублирующих административных процедур в ГрК РФ предлагается внести изменения, позволяющие отображать в проектах межевания как существующие, так и планируемые границы зон действия публичных сервитутов, а также прямо предусмотреть возможность установления публичных сервитутов проектом межевания территории.

заместитель генерального директора

по правовым вопросам ООО «Институт

территориального планирования «Град»,

1 Малеина М.Н. Обременение частным или публичным сервитутом зданий и сооружений. "Хозяйство и право", 2006, № 7.

ПУБЛИЧНЫЙ СЕРВИТУТ НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Терентьева Александра Андреевна

аспирант Академии Социального Образования (КСЮИ) г. Казань

Тема данной статьи является актуальной по следующим причинам: во-первых, земельный сервитут в системе вещных прав занимает не особое место, во-вторых, российское законодательство не содержит единый перечень сервитутных прав, однако подразделяет их на следующие виды: публичные и частные, постоянные и срочные.

Цель данной статьи является исследование сущности публичного сервитута на земельные участки в Российском законодательстве. Достижение цели указанной выше обусловлено решением следующих задач: 1) определяется понятие сервитута и его основные положения в российском законодательстве; 2) раскры­вается понятие публичного сервитута; 3) определяется порядок установления публичного сервитута.

В соответствии со ст. 274 Гражданского кодекса РФ собственник недвижимого имущества вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком [4].

Земельный кодекс РФ предусматривает два вида земельных сервитутов — публичный и частный.

Публичный сервитут устанавливается законом или иным норматив­ным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Особенность публичного сервитута состоит в том, что его установление осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Публичный сервитут устанавливается [5, ст. 23]:

1) для прохода или проезда через земельный участок; 2) для использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры; 3) для размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним; 4) для проведения дренажных работ на земельном участке; 5) для забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя; 6) для прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок; 7) для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям; 8) для использования земельного участка в целях охоты и рыболовства; 9) для временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ; 10) для свободного доступа к прибрежной полосе.

Читайте также:  Размер земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения

Сервитут состоит в обязании собственника служащей вещи пассивно претерпевать воздействие на его вещь со стороны сервитуария, и только в случаях, прямо предусмотренных законом, в силу сервитута может предполагаться совершение активных действий собственником служащей вещи. Тем не менее, осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен. Если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка, землеполь­зователь, землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.

Суханов Е. А., Мейер Д. И., Уткин Б., Сарьян Е. считают, что публичные сервитуты являются ограничениями права собственности, определяют пределы прав публичных или частных собственников соответствующих недвижимостей [9,2]. Тихомиров Ю. А., считает, что «данное мнение находит косвенное подтверждение в п. 7 ст. 23 ЗК РФ, из содержания которой можно сделать вывод о том, что органы государственной власти или местного самоуправления, предоставляя гражданам и юридическим лицам земельные участки в пользование или во владение, одновременно ограничивают пределы таких прав» [3]. Чубуков Г. В. предлагает рассматривать публичный сервитут «не в плане ограничения права собственности на объект земельной недвижимости, а в плане расширения права собственности народов, проживающих на данной территории, на землю и иные природные ресурсы» [13].

Рассмотрим порядок установления публичного сервитута на примере Республики Татарстан.

Решение об установлении публичного сервитута принимается Кабинетом Министров Республики Татарстан [7]. Инициаторами установления публичного сервитута выступают федеральные органы исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти Республики Татарстан, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, индивидуальные предприниматели, граждане в случае, если установление публичного сервитута необходимо для обеспечения их работы и жизнедеятельности, а также собственники земельных участков, землевладельцы и землепользователи в случаях, если их права пользования земельным участком ограничены в результате фактического его использования в интересах Республики Татарстан.

Ходатайство об установлении публичного сервитута вносится в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Татарстан в области земельных отношений. Данное ходатайство подписывается руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем и (или) физическим лицом (физическими лицами).

Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний. Правом на участие в обществен­ных слушаниях по установлению публичных сервитутов обладает каждый гражданин, постоянно или преимущественно проживающий в муниципальном образовании Республики Татарстан, на территории которого предусматривается установление публичного сервитута, достигший на день проведения слушаний возраста 18 лет. Участие граждан в общественных слушаниях осуществляется на добровольной основе. Участниками общественных слушаний могут быть обществен­ные объединения, некоммерческие и коммерческие организации всех форм собственности, расположенные на территории муниципального образования. Общественные слушания проводятся по инициативе уполномоченного органа или физических и юридических лиц.

Решения о проведении публичных слушаний принимаются уполномоченным органом. Уполномоченный орган в течение 7 рабочих дней со дня принятия решения о проведении публичных слушаний публикует объявление об их проведении в официальных средствах массовой информации, определенных для публикации муниципальных актов муниципального образования. Руководитель уполномоченного органа создает комиссию по подготовке и проведению общественных слушаний.

Перед открытием общественных слушаний проводится обязательная регистрация их участников. Регистрация участников и открытие общественных слушаний осуществляется комиссией по подготовке и проведению общественных слушаний.

Результат общественных слушаний оформляется протоколом. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается председа­телем и секретарем общественных слушаний. Результаты обществен­ных слушаний о предстоящем установлении публичного сервитута рассматриваются уполномоченным органом и приобщаются им к документам, необходимым для установления публичного сервитута.

Публичный сервитут подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» [11]. Подготовку документов для государственной регистрации публичного сервитута и организацию ее проведения осуществляет уполномоченный орган.

Особенность сервитута состоит в том, что он сам по себе не может быть самостоятельным предметом сделки по его отчуждению и не может передаваться лицам, которые не имеют прав собственности недвижимого имущества, которое обременено сервитутом.

Сервитут устанавливается по соглашению между двумя сторонами: субъектом, требующим установления сервитута, и собственником земельного участка на которые предполагается установить сервитут. В случае отсутствия согласия об установлении или условиях сервитута спор подлежит разрешению судом по иску лица, требующего установления сервитута.

Публичный сервитут может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута.

Список литературы:

1.Ахметьянова З. А. Вещное право: Учебник — М.: Статут, 2011. — 360 с. С. 234—237;

2.Боголюбов С. А Земельное право: Учебник — М.: Норма, 2000. С. 108—117;

3.Боголюбов С. А. Комментарий к земельному кодексу Российской Федерации — М. 2009 г.;

4.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ//СЗ РФ от 05.12.1994 г., № 32, ст. 3301;

5. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ// СЗ РФ от 29.10.2001, № 44, ст. 4147;

6.Конституция Российской Федерации от 12.12.1993// СЗ РФ от 26.01.2009, N 4, ст. 445;

7.Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан «О порядке установления и прекращения публичных сервитутов в интересах Республики Татарстан» от 12.08.2011 г. № 660 // журнал «Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти» № 38, 12 октября 2011 г.;

8.Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 18.02.1998 N 219 // СЗ РФ от 23.02.1998, N 8, ст. 963;

9.Суханов Е. А. Гражданское право. Том II. Учебник — М: Волтерс Клувер. 2008 г.;

10.Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 N 137-ФЗ// СЗ РФ от 29.10.2001, N 44, ст. 4148;

11.Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущества и сделок с ним» от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ//СЗ РФ от 28.07.1997 г., № 30, ст. 3594;

12.Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 N 178-ФЗ// СЗ РФ от 28.01.2002, N 4, ст. 251;

13.Чубуков Г. В., Тихомиров М. Ю. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации. — М.: Издание М.Ю. Тихомирова, 2006 г.

Ссылка на основную публикацию
Увольнение после больничного листа дата увольнения
Увольнение работника по инициативе работодателя в период его нахождения на больничном не допускается. Другое дело, если человек увольняется по собственному...
Судебная практика по капитальному ремонту многоквартирных домов
Капитальный ремонт представляет собой определенный комплекс работ, направленный на обеспечение нормального, с точки зрения законодательства и строительных норм, состояния. Он...
Судебная практика это определение
Решения судов, основанные на применении норм Гражданского кодекса Российской Федерации. В разделе представлены судебные решения по различным статьям ГК РФ...
Увольнение при банкротстве компании
Разделы законодательства, регулирующие трудовые права работников Одним из ключевых прав гражданина Российской Федерации, утвержденных ее действующим законодательством, включая Конституцию страны,...
Adblock detector