Уровни образования начальное среднее высшее

Уровни образования начальное среднее высшее

Уровни профессионального образования

Если ты усвоишь, какие бывают уровни профессионального образования, в чем их отличия, то сможешь понять, реально оценить свои возможности, на какой уровень ты сможешь претендовать.

В настоящее время произошли большие изменения в системе профессионального образования. Теперь существуют два основных уровня профессионального образования.

Профессиональное обучение предполагает освоение программ профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих.

Среднее профессиональное образование

Подготовка квалифицированных рабочих, служащих

Подготовка специалистов среднего звена

Среднее профессиональное образование

С 2013/14 уч. года в связи с вступлением в силу нового «Закона об образовании РФ» профессиональные образовательные организации реализуют следующие образовательные программы среднего профессионального образования:

программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих (ранее по рабочим профессиям готовили в учреждениях начального профессионального образования: училищах и лицеях);

программы подготовки специалистов среднего звена.

Профессиональные образовательные организации могут реализовывать:

основные общеобразовательные программы основного общего образования (9 классов);

основные программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих:

для лиц, не имеющих основного общего образования (база 8 класса);

для лиц с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), обучавшихся по адаптированным основным общеобразовательным программам и получивших свидетельство об обучении.

Прием для обучения по образовательным программам среднего профессионального образования осуществляется по заявлениям лиц, имеющих основное общее (9 классов) или среднее общее образование (11 классов). Поступающий вправе подать заявление одновременно в несколько профессиональных образовательных организаций, на несколько специальностей, на различные формы получения образования, на бюджетные места и на места по договорам с оплатой стоимости обучения.

С 2013/14 уч. года поступление в образовательные организации среднего профессионального образования осуществляется на общедоступной основе, т.е. без экзаменов. Если количество поданных заявлений превышает план приема, проводится конкурс аттестатов. Критериями конкурсного отбора являются результаты освоения поступающими образовательных программ основного общего и среднего общего образования (средний балл аттестата).

По профессиям и специальностям, требующим наличия у поступающих определенных творческих способностей, физических и/или психологических качеств, в некоторых учреждениях проводятся вступительные испытания творческой или профессиональной направленности.

Образование, полученное в образовательных организациях среднего профессионального образования, можно продолжить в вузе по соответствующей специальности. О возможном сокращении срока дальнейшего обучения необходимо выяснять заранее.

1. По некоторым специальностям набор ведется только окончивших 11 классов (например, в педагогическом и медицинском колледжа).

2. Для учащихся 9-х и 11-х классов организованы подготовительные курсы.

3. Существуют различные форму получения образования: дневная, вечерняя, заочная.

В соответствии с новым Законом об образовании дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, могут поступать в образовательные организации СПО только на общих основаниях (без льгот).

Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования на общедоступной основе не предполагает льготное поступление инвалидов или лиц с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования обучение инвалидов или лиц с ограниченными возможностями здоровья организовано по индивидуальным учебным планам и адаптированным образовательным программам, предусматривающим увеличение срока обучения по профессиям квалифицированных рабочих на 6 месяцев, по подготовке специалистов — не более чем на 10 месяцев.

Инвалиды или лица с ограниченными возможностями здоровья имеют право на получение второго начального профессионального образования и профессиональной подготовки в государственных образовательных организациях Ярославской области без взимания платы. Порядок предоставления социальной услуги устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти в сфере образования (ст. 66 закона ЯО от 19.12.2008 № 65-з «Социальный кодекс Ярославской области»).

Получение среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена впервые лицами, имеющими диплом о среднем профессиональном образовании с присвоением квалификации квалифицированного рабочего или служащего, не является получением второго или последующего среднего профессионального образования повторно (п. 5 статьи 68 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

(институт, академия, университет)

К освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование. К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.

Прием на обучение за счет бюджетных ассигнований по программам бакалавриата и программам специалитета проводится на конкурсной основе:

— на базе среднего общего образования – на основании результатов ЕГЭ и (или) по результатам вступительных испытаний, проводимых организацией ВО;

— на базе СПО или ВО – по результатам вступительных испытаний, форма и перечень которых определяются организацией ВО или на основании результатов ЕГЭ.

Отдельные категории поступающих на базе среднего общего образования могут сдавать общеобразовательные вступительные испытания, проводимые организацией ВО самостоятельно:

1) по любым общеобразовательным предметам:

а) дети-инвалиды, инвалиды;

б) иностранные граждане;

в) лица, которые получили документ о среднем общем образовании в течение одного года до дня завершения приема документов и вступительных испытаний включительно, если все пройденные ими в указанный период аттестационные испытания ГИА по образовательным программам среднего общего образования сданы не в форме ЕГЭ;

Читайте также:  Срок давности взыскания долга по банковскому кредиту

2) по отдельным общеобразовательным предметам – лица, которые прошли ГИА по этим общеобразовательным предметам в форме государственного выпускного экзамена, при условии, что они получили документ о среднем общем образовании в течение одного года до дня завершения приема документов и вступительных испытаний включительно и в этот период не сдавали ЕГЭ по соответствующим общеобразовательным предметам.

Правилами предусмотрена возможность проведения в вузах дополнительных вступительных испытаний профильной направленности в случае, если конкурс на соответствующее направление подготовки (специальность), проводимый на основании результатов ЕГЭ, не обеспечивает возможность отбора лиц, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы ВО. Дополнительные вступительные испытания проводятся по профильному общеобразовательному предмету.

Организация ВО может включить в перечень вступительных испытаний на базе среднего общего образования дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности: творческое испытание, профессиональное испытание, собеседование.

В рамках контрольных цифр приема выделяются:

квота приема на обучение детей-инвалидов, инвалидов I и II групп, инвалидов с детства, которым не противопоказано обучение в соответствующих образовательных организациях, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (квота устанавливается организацией ВО в размере не менее чем 10% общего объема контрольных цифр по каждой специальности и (или) направлению подготовки);

— квота целевого приема на обучение;

— места для приема на обучение лиц, постоянно проживающих в Крыму.

Поступающий на обучение по программам бакалавриата или программам специалитета вправе подать заявление (заявления) о приеме одновременно не более чем в 5 организаций высшего образования и участвовать в конкурсе не более чем по 3 специальностям и (или) направлениям подготовки в каждой из указанных организаций. В заявлении поступающий указывает приоритетность поступления на обучение по различным условиям поступления.

Категории граждан, которые имеют особые права при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета, определены законодательством РФ (п. 33 – 42 Порядка). Особые права и преимущества предоставляются победителям и призерам олимпиад школьников при наличии у них результатов ЕГЭ не ниже количества баллов, установленного организацией ВО. В 2016 г. победителям и призерам олимпиад школьников необходимо набрать не менее 75 баллов по ЕГЭ, тогда как в 2015 г. достаточно было сдать экзамен на 65 баллов.

Поступающие на обучение вправе представить сведения о своих индивидуальных достижениях, результаты которых учитываются при приеме на обучение (п. 43 – 47 Порядка). В 2016 г. дополнительные баллы могут быть начислены за наличие диплома о среднем профессиональном образовании с отличием, аттестата о среднем общем образовании с отличием (золотой или серебряной медали), золотого значка ГТО, призовых мест на олимпиадах, участие в волонтерской деятельности и др. Вузы будут самостоятельно решать, учитывать итоговое сочинение выпускников при поступлении или нет. Перечень учитываемых индивидуальных достижений и порядок их учета устанавливаются организацией ВО самостоятельно.

При поступлении на обучение по специальностям и направлениям подготовки, входящим в Перечень специальностей и направлений подготовки, при приеме на обучение по которым поступающие проходят обязательные предварительные медицинские осмотры (Постановление Правительства РФ от 14.08.2013 N 697), поступающий представляет оригинал или копию медицинской справки, содержащей сведения о проведении медицинского осмотра.

Что важно спросить в профессиональной образовательной организации?

1. Где находится ваше учебное заведение?

2. По каким специальностям в нем обучают?

3. Какова продолжительность обучения?

4. Каков конкурс по специальностям при поступлении?

5. Есть ли ограничения в приеме по состоянию здоровья?

6. Обучение платное или бесплатное?

7. Кто имеет льготы при поступлении?

8. Какие документы нужно представить в приемную комиссию?

9. В какие сроки можно подать документы?

10.В какой форме и по каким предметам проводятся вступительные испытания?

11. Имеются ли подготовительные курсы и какова стоимость обучения на курсах?

12. Можно ли параллельно получить вторую специальность?

13. Каков размер стипендии и условия ее получения?

14. Имеется ли общежитие?

15. На каких предприятиях проходит производственная практика?

16. Оказывают ли по окончании обучения содействие в трудоустройстве?

17. Где работают ваши выпускники?

18.Сколько зарабатывают специалисты по окончании Вашей профессиональной образовательной организации?

по вопросам признания образования и (или) квалификации,
ученых степеней и званий, полученных в иностранном государстве

ФГБУ "Главэкспертцентр"

по вопросам признания образования и (или) квалификации,
ученых степеней и званий, полученных в иностранном государстве

ФГБУ "Главэкспертцентр"

Система образования в Российской Федерации

Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 года № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», система образования включает в себя 2 основных вида – общее и профессиональное образование, которые в свою очередь делятся на следующие уровни:

Общее образование состоит из четырех уровней:

Дошкольное образование реализуется лицензированными учреждениями для детей до 6 — 7 лет, то есть, прежде чем они официально пойдут в школу.

Начальное общее образование для детей в возрасте от 7 до 10 лет включает 1-4 классы.

Основное общее (неполное среднее) образование для детей в возрасте от 11 до 15 лет занимает 5 лет и включает 5-9 классы.

Читайте также:  Возможность одностороннего отказа от исполнения контракта

Среднее общее (полное среднее) образование учащиеся получают в старших классах средней школы в течение 2 лет обучения – 10-11 классы – и завершают его в возрасте 17-18 лет.

Содержание обучения каждого уровня общего образования определяется соответствующими образовательными программами, которые разрабатываются самостоятельно образовательными организациями на основе федеральных государственных стандартов и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Программа среднего общего образования является обязательной и считается освоенной после завершения обучения в 11-ти классах и прохождения каждым учеником государственной итоговой аттестации. Аттестация проводится в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ) по русскому языку и математике (обязательные экзамены), а также по дополнительным предметам из установленного законодательством перечня (от 1 и более) по выбору выпускника. Результаты сдачи принимаются в качестве вступительных испытаний при поступлении в ВУЗ. Выпускники, успешно сдавшие ЕГЭ, получают аттестат о среднем общем образовании, причем для получения аттестата достаточно сдачи ЕГЭ по русскому языку и математике. Это дает обладателю право продолжения обучения на уровне среднего профессионального образования. Доступ к высшему образованию предоставляется по результатам ЕГЭ с экзаменами по выбору – количество и предметы определяются поступающим в зависимости от требований ВУЗа по выбранному направлению.

Профессиональное образование включает 5 уровней:

Среднее профессиональное образование может быть получено по двум типам программ:

— программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих;

— программы подготовки специалистов среднего звена.

Выпускники средних профессиональных образовательных организаций после окончания обучения получают диплом о среднем профессиональном образовании.

После завершения образовательной программы первого типа выпускникам предоставляется доступ на рынок труда, а также право на продолжение обучения по программам второго типа и высшего образования (при условии получения среднего общего образования).

Образовательные организации, реализующие программы второго типа, могут быть как самостоятельными образовательными организациями, так и структурными подразделениями ВУЗа. Как правило, в этом случае программы хорошо скоординированы с программами университетов по соответствующим направлениям.

В настоящее время в России существует многоступенчатая система высшего образования, как подвида профессионального образования, состоящая из следующих уровней:

Высшее образование – бакалавриат (240 зачетных единиц). Степень бакалавра присуждается после прохождения 4-х летней программы обучения. Программы бакалавриата разработаны по различным направлениям. Степень бакалавра обеспечивает прикладное образование, поскольку обладатель получает достаточный объем профессиональных знаний, навыков и умений для трудоустройства на должности, требующие наличия высшего образования (без уточнения уровня). Вместе с тем, наличие степени бакалавра является условием для допуска к программам магистратуры. Государственная итоговая аттестация включает в себя защиту дипломной работы и сдачу государственных выпускных экзаменов. После успешного прохождения аттестации выдается диплом бакалавра.

Высшее образование – специалитет (300-360 зачетных единиц). Квалификация специалиста в России является наследием прежней одноступенчатой системы высшего образования и по своей сути соответствует степени магистра. Обладатели получают возможность профессиональной деятельности, требующей более высокого уровня высшего образования, чем бакалавриат. А также им предоставляется доступ к программам магистратуры по направлениям, отличным от уже полученных по специалитету, и к программам подготовки кадров высшей квалификации (последипломного образования). Срок обучения для получения квалификации специалиста составляет не менее 5-ти лет. Государственная итоговая аттестация для получения квалификации специалиста включает в себя защиту проекта или дипломной работы и сдачу государственных выпускных экзаменов. Получение квалификации специалиста подтверждается дипломом специалиста. Уровень высшего образования — специалитет равнозначен уровню высшего образования — магистратура.

Высшее образование – магистратура (120 зачетных единиц) представляет собой двухлетний курс обучения, ориентированный большей частью на исследовательскую деятельность (до 50% учебной нагрузки студента) по сравнению с программами специалитета. Но, прежде всего, магистратура – это углубленное обучение аналитической и профессионально-практической деятельности в конкретной области, включая освоение элементов научной и педагогической работы. Государственный образовательный стандарт определяет только общие требования для образовательных программ магистратуры, не устанавливая требований относительно содержания образования. ВУЗы имеют право самостоятельно принимать решения по содержанию магистерских программ в зависимости от специальности, а также самостоятельно устанавливают процедуру приема для заявителей (проведение экзаменов, интервью и т.д.). Доступ к программам магистратуры имеют обладатели степени бакалавра, а также квалификации специалиста. Обладатели степеней высшего образования, желающие поступить в магистратуру на другую специальность, должны сдать дополнительные экзамены, которые отражают требования для прохождения выбранной магистерской программы. Государственная итоговая аттестация для получения степени магистра включает в себя защиту магистерской диссертации и сдачу государственных выпускных экзаменов, по результатам которых выдается диплом магистра.

Высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации (последипломное образование) осуществляется по результатам освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, ассистентуры-стажировки. Продолжительность обучения определяется соответствующей программой и составляет 3-4 года. Обучения завершается сдачей кандидатских экзаменов и подготовкой кандидатской диссертации. Обладатели получают соответствующий диплом. Получение этого уровня образования не ведет автоматически к присвоению ученой степени кандидата наук, а лишь повышает уровень знаний, навыков и умений обладателя и дает возможность более глубокого и квалифицированного подхода к созданию научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук. Также освоение этого уровня высшего образования предоставляет возможность трудовой деятельности на должностях, для которых российским законодательством определены обязательные требования (преподаватель высшей школы, научный сотрудник и др.).

Читайте также:  Расторжение трудового договора с руководителем бюджетного учреждения

Присвоение ученых степеней регулируется Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» и другими подзаконными нормативными актами. Ученые степени не включены в систему образования, т.к. являются результатом официального признания государством и обществом достижений обладателя в научной и исследовательской сферах деятельности. Вместе с тем, условием получения ученой степени является наличие предыдущего высшего образования, поэтому они выступают логическим продолжением повышения уровня образованности обладателя и тесно связаны с образовательной системой России.

Традиционно в России существуют ученые степени двух уровней: кандидата наук и доктора наук. Ученая степень присваивается лицам, защитившим научно-квалификационную работу (диссертацию). По результатам успешной защиты диссертации выдается диплом о присвоении ученой степени кандидата наук или доктора наук.

Для получения ученой степени кандидата наук обычно требуется прохождение обучения в течение 3-4 лет в аспирантуре (адъюнктуре и др.) после получения степени специалиста или магистра, подготовка диссертации, а затем ее защита и присвоение ученой степени. Однако получение ученой степени кандидата наук возможно без прохождения обучения в аспирантуре. Для этого обладатель высшего образования (специалитет или магистратура) может быть переведен на соответствующие научные должности и в течение не более 3 лет должен подготовить диссертацию. После защиты диссертации ему присваивается ученая степень кандидата наук.

Ученая степень доктора наук присуждается после получения степени кандидата наук и может быть получена двумя способами, так же как ученая степень кандидата наук – при продолжении обучения в докторантуре сроком до 3 лет и подготовке докторской диссертации, а затем ее защита и присвоение ученой степени, или без прохождения обучения при условии трудоустройства на соответствующие научные должности для подготовки докторской диссертации в течение не более 2 лет, последующей ее защиты и присвоения ученой степени доктора наук.

Как определить подходящую программу для обучения в России и сколько длится обучение

Как определить подходящую программу для обучения в России и сколько длится обучение

В России образование разделяется на общее и профессиональное. В общее образование входит дошкольное обучение и школа. Профессиональное образование получают в колледжах и высших учебных заведениях – университетах, академиях, институтах.

Помимо общего и профессионального образования, существуют программы дополнительного образования. К таким программам относятся:

  • Подготовительный факультет;
  • Летние школы;
  • Дополнительные общеразвивающие и предпрофессиональные программы;
  • Программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Из каких уровней состоит российское образование?

Высшее образование в России состоит из трех уровней:

Первый уровень. Бакалавриат

Бакалавриат – это полноценное высшее образование. Ты получишь общую фундаментальную подготовку, после чего можно сразу начать работать по профессии или продолжить обучение в магистратуре.

Требования к кандидатам Среднее общее образование
Сроки обучения (очная форма) 4 года
Возможность очно-заочного обучения Есть
Квалификация выпускника Бакалавр
Документ по окончании образования Диплом бакалавра
Дальнейшее обучение Магистратура

Второй уровень. Магистратура

Обучение в магистратуре углубляет специализацию по выбранному направлению. По окончании обучения, можно заниматься профессиональной деятельностью или заняться научной деятельностью в аспирантуре.

Требования к кандидатам Бакалавриат, специалитет
Сроки обучения (очная форма) 2 года
Возможность заочного обучения Нет
Квалификация выпускника Магистр
Документ по окончании образования Диплом магистра
Дальнейшее обучение Аспирантура

Бакалавриат и магистратура в России эквивалентны европейским бакалаврам и магистрам. Россия входит в Болонскую конвенцию, и дипломы признаются в большинстве европейских стран.

Первый + второй уровень. Специалитет

В отличие от бакалавриата, специалитет дает не только фундаментальную, но и практическую подготовку. Ты сможешь заниматься профессиональной деятельностью сразу после окончания обучения, продолжить обучение в магистратуре или заняться научной деятельностью в аспирантуре. К специалитету относятся все медицинские, военные и часть технических специальностей: компьютерная безопасность, проектирование технологических машин и комплексов, фундаментальные математика и механика и другие.

Требования к кандидатам Среднее общее образование*
Сроки обучения (очная форма) Не менее 5 лет
Возможность заочного обучения Чаще всего нет, решение принимает вуз в индивидуальном порядке
Квалификация выпускника Специалист
Документ по окончании образования Диплом специалиста
Дальнейшее обучение Магистратура или аспирантура

* Полная средняя школа, обычно от 10 до 12 лет в зависимости от страны.

Третий уровень. Высшая квалификация (научная деятельность)

Основная форма подготовки научных кадров в России – аспирантура. Обучение в аспирантуре состоит из нескольких блоков:

  • Образовательная часть
  • Педагогическая деятельность
  • Практика
  • Научно-исследовательская работа

По окончании аспирантуры тебе предстоит защитить диссертацию, после чего ты получишь первую степень, подтверждающую статус ученого – кандидат наук.

Помимо аспирантуры, существуют другие формы подготовки научных кадров:

Ссылка на основную публикацию
Увольнение после больничного листа дата увольнения
Увольнение работника по инициативе работодателя в период его нахождения на больничном не допускается. Другое дело, если человек увольняется по собственному...
Судебная практика по капитальному ремонту многоквартирных домов
Капитальный ремонт представляет собой определенный комплекс работ, направленный на обеспечение нормального, с точки зрения законодательства и строительных норм, состояния. Он...
Судебная практика это определение
Решения судов, основанные на применении норм Гражданского кодекса Российской Федерации. В разделе представлены судебные решения по различным статьям ГК РФ...
Увольнение при банкротстве компании
Разделы законодательства, регулирующие трудовые права работников Одним из ключевых прав гражданина Российской Федерации, утвержденных ее действующим законодательством, включая Конституцию страны,...
Adblock detector