Уполномоченный орган уполномоченное учреждение это

Уполномоченный орган уполномоченное учреждение это

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" знакомит нас с таким понятием как «уполномоченное учреждение». Уполномоченное учреждение, как и уполномоченный орган, является механизмом централизации закупок в рамках настоящего федерального закона, как правило, это казенное учреждение, на которое возложены полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков.

В целях централизации закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 26 закона о контрактной системе, могут быть созданы государственный орган, муниципальный орган, казенное учреждение, уполномоченные на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, или несколько таких органов, казенных учреждений либо полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков могут быть возложены на один такой государственный орган, муниципальный орган, одно такое казенное учреждение или несколько государственных органов, муниципальных органов, казенных учреждений из числа существующих. Такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, установленные решениями о создании таких уполномоченных органов, уполномоченных учреждений или о наделении их указанными полномочиями. Не допускается возлагать на такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения полномочия на обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе на определение начальной (максимальной) цены контракта, и подписание контракта. Контракты подписываются заказчиками, для которых были определены поставщики (подрядчики, исполнители).

Высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для нескольких органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, казенных и бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, муниципальных органов, муниципальных казенных и бюджетных учреждений, а также полномочия на планирование закупок, определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе на приемку поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, обеспечение их оплаты, для нескольких органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, казенных учреждений субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, муниципальных казенных учреждений могут быть возложены соответственно на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, казенное учреждение субъекта Российской Федерации, муниципальный орган, муниципальное казенное учреждение или несколько указанных органов, учреждений [1].

Эффективное функционирование данных организаций напрямую зависит от профессионализма сотрудников, задействованных в осуществлении закупок. Уполномоченное учреждение принимает непосредственное участие в функционировании контрактной службы того или иного заказчика.

В рамках контрактной системы определена четкая персонификация ответственности. Каждая закупка сейчас имеет должностное лицо, которое за нее отвечает от ее возникновения до момента исполнения обязательства по ней. В городе Москве принят специальный отдельный документ для того, чтобы в городской системе было 3 вида контрактных служб. Либо заказчик объединяет это на своем уровне, сохраняя текущие потребности у подведомственной сети, либо он формирует и может передать свои полномочия казенному учреждению, и тогда специализация казенного учреждения становится определенной, либо у главного распорядителя есть возможность по его решению передать полномочия по определению поставщика в Департамент по конкурентной политике с тем, чтобы снизить свои собственные издержки и организовывать этот процесс на городской площадке[3].

В городе Москве любое уполномоченное учреждение, согласно действующей редакции Постановления Правительства Москвы от 24.02.2012 N 67-ПП, может осуществлять функции определения поставщика (подрядчика, исполнителя) только лишь для закупок второго уровня, так как в закупках первого определением поставщика (подрядчика, исполнителя) занимается уполномоченный орган — Департамент города Москвы по конкурентной политике. К закупкам второго уровня относятся:

  • Закупки начальная (максимальная) цена контракта по которым менее 50 млн. рублей.
  • Закупки, сведения по которым не должны содержать государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта, закупки услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов, а также при заключении контрактов на оказание услуг по страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых заказчиками физическим или юридическим лицам во временное владение и пользование либо во временное пользование, в том числе в связи с проведением выставок на территории Российской Федерации и (или) территориях иностранных государств.
  • Закупки, которые осуществляются путем проведения совместных конкурсов и аукционов при наличии у двух и более заказчиков потребностей в одних и тех же товарах, работах, услугах и начальная (максимальная) цена контрактов по которым не превышает 10 млн. рублей.

Учитывая роль уполномоченного учреждения в централизации закупок, в городе Москве его функциями будут пользоваться такие крупные заказчики как Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, Департамент здравоохранения города Москвы, Департамент образования города Москвы и т.д. Зная объемы подобных заказчиков можно сделать вывод, что доля закупок второго уровня, при проведении которых можно привлечь уполномоченное учреждение будет ничтожна.

Читайте также:  Требования для работы в мчс

К сожалению, по состоянию на октябрь 2014 года функционал осуществления определения поставщика уполномоченным учреждением не реализован.

В заключении хотелось бы отметить, что на мой взгляд, для того чтобы участие уполномоченного учреждения в процессе закупок было бы более эффективным надо:

  • Рассмотреть вопрос критериев, которым должно соответствовать уполномоченное учреждение
  • Рассмотреть вопрос о возможности делегирования закупок первого уровня уполномоченному учреждению.
  • Рассмотреть вопрос расширения границ закупок второго уровня, при размещении которых привлекается уполномоченное учреждение

1. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

2. Федеральный закон от 21 июля 2005 года №94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

3. Статья на основании пресс-конференция руководителя Департамента города Москвы по конкурентной политике Дёгтева Геннадия Валентиновича и начальника Главного контрольного управления города Москвы Данчикова Евгения Александровича на тему: «Новации в сфере контроля гос. закупок в связи с принятием закона о контрактной системе» от 14.08.2014г.

4. Постановления Правительства Москвы от 24.02.2012 N 67-ПП «ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ ЗАКУПОК ГОРОДА МОСКВЫ».

— Базовая централизация (или централизация функций определения поставщиков)
— Предметная централизация
— Ведомственная централизация

В настоящее время вопросы централизации государственных и муниципальных закупок регламентируются ст. 26 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ). Данная статья предусматривает возможность создания федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, уполномоченных на осуществление функций по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков (далее также — уполномоченный орган).

Эти уполномоченные органы могут осуществлять функции (далее — полномочия) по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, определенных решением о создании соответствующего уполномоченного органа, за исключением обоснования закупок, определение условий контракта, в том числе — определение начальной (максимальной) цены контракта, а так же подписание контракта . При этом государственные или муниципальные контракты, подписываются соответствующими заказчиками. Порядок взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков устанавливается решением о создании такого уполномоченного органа.

Однако необходимо отметить что ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ полномочия на:

— планирование закупок,

— заключение государственных контрактов,

— их исполнение, в том числе на приемку поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, обеспечение их оплаты,

могут быть возложены на рассматриваемые раннее организации, Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

Новеллой Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ является расширение субъектного состава: централизация закупок может осуществляться не только посредством органа или нескольких органов власти или местного самоуправления, могут быть задействованы казенные учреждения (далее — уполномоченный орган, уполномоченное учреждение).

Также расширяется функциональное наполнение понятий «уполномоченный орган», «уполномоченное учреждение». В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ они будут вправе выполнять функции по планированию закупок, определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключению и исполнению контрактов. Конкретные функции уполномоченного органа, уполномоченного учреждения закрепляются в соответствующем нормативном правовом акте принимаемым федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, согласно ч. 5 ст. 26 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.

Еще одним нововведением Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ стала возможность централизации уполномоченным органом, уполномоченным учреждением субъекта Российской Федерации закупок, осуществляемых муниципальными образованиями, находящимися на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Положения ст. 26 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ позволяют ввести определенную классификацию уровней возможной централизации государственных и муниципальных закупок.

Базовая централизация (или централизация функций определения поставщиков)

Рассматриваемый вид централизации предусматривается ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ. В рамках этой модели создается или используется уже существующий государственный или муниципальный орган, казенное учреждение, уполномоченные на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, или несколько таких органов, казенных учреждений. Функционал таких уполномоченных органов, уполномоченных учреждений наиболее узкий: они только определяют поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для ряда заказчиков, установленных решениями о создании таких уполномоченных органов, уполномоченных учреждений или о наделении их указанными полномочиями. При этом контракты подписываются заказчиками, для которых были определены поставщики (подрядчики, исполнители). Нормативно не допускается возлагать на такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения полномочия по обоснованию закупок, определению условий контракта, в том числе определению начальной (максимальной) цены контракта, и подписанию контракта.

Она предусмотрена ч. 2 и 3 ст. 26 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ. Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, местная администрация могут принять решение централизовать ряд закупок органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, унитарных предприятий, казенных учреждений. В этом случае определяется уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, на которые будут возложены функции таких заказчиков.

Читайте также:  Приобщение видеозаписи к материалам гражданского дела

К этим функциям относятся:
— планирование закупок,
— определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей),
— заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе приемка поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, обеспечение их оплаты.

Это именно предметная централизация, т. к. по всем закупкам, не упомянутым в соответствующем нормативном акте, заказчики реализуют весь спектр задач и функций, предусмотренных законодательством о контрактной системе. Например, по решению Правительства Российской Федерации Минкомсвязь РФ может определить поставщика услуг мобильной связи для всех федеральных органов исполнительной власти (т. е. провести централизацию по предмету закупки). Это своего рода альтернатива совместным торгам.

Нормативным основанием такого вида централизации являются ч. 5 ст. 26 и ч. 4 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ. Каждый федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления обязаны принять решение об осуществлении полномочий заказчика данными органами, их территориальными органами или учреждениями (при осуществлении данными органами функций и полномочий учредителя учреждений). При этом предусмотрено несколько способов осуществления полномочий заказчика:

— осуществление данными органами полномочий на:

а) определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков;

б) планирование и осуществление закупок, включая определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе с возможностью приемки поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, для соответствующих государственных и муниципальных заказчиков;

— наделение уполномоченного органа, уполномоченного учреждения или нескольких уполномоченных органов, уполномоченных учреждений полномочиями по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков;

— наделение уполномоченного органа или нескольких уполномоченных органов полномочиями по планированию и осуществлению закупок, включая определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе с возможностью приемки поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, для соответствующих государственных и муниципальных заказчиков;

— осуществление каждым заказчиком своих полномочий самостоятельно.

Таким образом, каждое ведомство имеет возможность самостоятельно централизовать закупки своих подведомственных учреждений, выбирая оптимальную модель, исходя из специфики отрасли.

Необходимо отдельно подчеркнуть, что к деятельности уполномоченных органов, уполномоченных учреждений в пределах полномочий, установленных решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями в соответствии со ст. 26 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, применяются все положения закона, которые регламентируют права и обязанности заказчика, а также контроль в сфере закупок, мониторинг закупок и аудит в сфере закупок.

Завершая обзорное рассмотрение темы централизации закупок в контексте создаваемой в Российской Федерации контрактной системе в сфере закупок, следует отметить, что, расширяя возможности централизации, Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ предоставляет большие возможности для «подстройки» системы государственных и муниципальных закупок под конкретные особенности ведомства, отрасли или региона. Новый закон позволяет не потерять те наработки, которые были сделаны и успешно работают в предыдущее время, использовать полностью или частично существующие сейчас уполномоченные органы, их организационную структуру и кадровый потенциал. При этом деятельность нынешних уполномоченных органов может быть достроена и расширена дополнительным функционалом в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Федеральным законом №44-ФЗ установлен институт централизованных закупок. Статьей 26 Федерального закона № 44-ФЗ определены условия и основные «ключевые точки» для централизации закупок. К таковым относится необходимость создания уполномоченного органа или уполномоченного учреждения и утверждения порядка их взаимодействия с заказчиком. Рассмотрим централизацию закупок подробнее.

Уполномоченные органы и уполномоченные учреждения в сфере закупок и порядок их взаимодействия с заказчиками

Статья 3 Федерального закона №44-ФЗ закрепляет, что уполномоченный орган, уполномоченное учреждение – это государственный орган, муниципальный орган, казенное учреждение, на которые возложены полномочия, предусмотренные статьей 26 Федерального закона №44-ФЗ.

Соответственно, для централизации закупок по 44-ФЗ необходимо создать государственный, муниципальный орган или казенное учреждение, которые и будут уполномочены именно на определение подрядчиков (поставщиков, исполнителей) для осуществления государственных или муниципальных закупок. При этом существует возможность не создавать новый орган или учреждение, для этих целей, а возложить полномочия уполномоченного органа в сфере закупок на уже функционирующий государственный орган, муниципальный орган или казенное учреждение.

Необходимо помнить, что Федеральным законом 44-ФЗ определенно, что некоторые полномочия заказчика не могут быть осуществлены уполномоченным органом в сфере закупок. В частности установлено, что уполномоченный орган или учреждение только определяет поставщиков, но при этом они не могут осуществлять обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе начальной (максимальной) цены контракта. Отдельно отмечено, что контракты подписываются только заказчиками, для которых были определены поставщики (подрядчики, исполнители) уполномоченным органом в сфере закупок.

Читайте также:  Как снять браслет домашнего ареста

Федеральным законом 44-ФЗ установлено, что порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями определяется решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями. Учитывая, что больше Федеральный закон №44-ФЗ не содержит требований, кроме указанных в 26 статье к такому порядку, это означает, что возможна определённая «свобода творчества» при формировании такого документа.

Допускается так же возможность по соглашению между субъектами и муниципалитетами определить, что закупки муниципальных заказчиков осуществляют уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, на которые возложены полномочия на определение поставщиков для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации.

Негативные стороны централизации закупок по 44-ФЗ

Несмотря на то, что институт централизации государственных и муниципальных закупок введен Федеральным законом 44-ФЗ в целях реализации им же закреплённых принципов эффективности и единства закупок, при непосредственной реализации централизованных закупок по 44-фз на практике возникают некоторые сложности, которые сказываются на результате закупок.

Во первых при централизации закупок по 44-ФЗ возникает снижение конкуренции между участниками закупок, поскольку в таком случае возрастает объем товаром, работ и услуг, финансовые риски и логистическая нагрузка на потенциального победителя закупки. Происходит это потому что нужды многих заказчиков неизбежно объединяются и укрупняются уполномоченным органом в одну закупку. Следствием этого является снижение качества товаров, работ и услуг. Крупные закупки не интересует представителей малого бизнеса, и в итоге победителем по таким закупкам являются только достаточно крупные игроки этого рынка. Снижение количества участников закупки так же снижает и процент экономии бюджетных средств по таким закупкам, относительно того, если бы заказчики самостоятельно по отдельности закупали эти объекты закупки.

Дополнительным негативным фактором является неизбежное возникновение коррупционных факторов, которые так же снижают эффективность таких закупок. Распространены по таким видам закупок и случаи картельных сговоров между участниками закупок. Немаловажным является и вопрос логистики информации между заказчиком и уполномоченным органом в сфере закупок, который может привнести дополнительные проблемы в и так сложную сферу закупок. На практике централизация государственных закупок приводит к неизбежному увеличению сроков осуществления закупок, что вкупе с низким качеством планирования среди заказчиков часто может приводить к срыву государственных или муниципальных закупок.

Помимо всего выше обозначенного, вследствие того, что не все полномочия заказчика передаются уполномоченному органу в сфере закупок, заказчик все равно должен создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего. Ну и поскольку закупки уполномоченный орган осуществляет для многих заказчиков, то срыв даже одной закупки влечёт негативные риски для одного или даже нескольких субъектов. Учитывая это, нередки случаи когда, уполномоченные органы в сфере закупок «договариваются» с контролирующими органами на предмет сокрытия допущенных нарушений Федерального закона №44-ФЗ.

Когда закупки осуществляются непосредственно заказчиком, он абсолютно самостоятельно определяет способы своих закупок. При централизации государственных и муниципальных закупок такая свобода выбора у уполномоченного органа отсутствует. А это означает, что снижается возможность заказчиков максимально оперативно удовлетворять свои нужды. Стоит отметить, что на практике осознавая вышеуказанные риски, нередки случаи, когда в порядке взаимодействия заказчиков с уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями предусматривается право заказчиков осуществлять некоторые виды закупок своими силами. Как правило, это определяется по сумме закупок.

Позитивные моменты централизации закупок по 44-ФЗ

Несмотря на наличие негативных факторов централизации государственных закупок по 44-ФЗ, законодатель развивает и поддерживает этот институт, поскольку он несет в себе и некоторые позитивные моменты. Так несомненным плюсом является существенная экономия бюджетных средств за счет закупки крупной партии товаров, что позволяет поставщикам работать крупным оптом. И хотя официально уполномоченные органы в сфере закупок не занимаются планированием закупок, в целях координации действий заказчиков они вынуждены это делать, что в целом значительно повышает общий уровень планирования и управления такими закупками. Немаловажным фактором является так же профессионализм сотрудников уполномоченного органа, поскольку значительный объем закупок не позволяет проявлять некомпетентность в данной сфере.

Отдельно стоит отметить возможность более детального государственного и общественного контроля при проведении централизации государственных закупок, поскольку крупные закупки всегда привлекают большее внимание общественности, их проще контролировать соответствующим органам. Отдельно отмечено, что к деятельности уполномоченных органов на общих началах применяется, мониторинг и аудит в сфере закупок.

Именно это и позволяет сводить к минимуму все обозначенные в данной статьей негативные стороны централизации закупок по 44-ФЗ.

Ссылка на основную публикацию
Увольнение после больничного листа дата увольнения
Увольнение работника по инициативе работодателя в период его нахождения на больничном не допускается. Другое дело, если человек увольняется по собственному...
Судебная практика по капитальному ремонту многоквартирных домов
Капитальный ремонт представляет собой определенный комплекс работ, направленный на обеспечение нормального, с точки зрения законодательства и строительных норм, состояния. Он...
Судебная практика это определение
Решения судов, основанные на применении норм Гражданского кодекса Российской Федерации. В разделе представлены судебные решения по различным статьям ГК РФ...
Увольнение при банкротстве компании
Разделы законодательства, регулирующие трудовые права работников Одним из ключевых прав гражданина Российской Федерации, утвержденных ее действующим законодательством, включая Конституцию страны,...
Adblock detector