Штраф после камеральной проверки

Штраф после камеральной проверки

Автор: Титаева А.В., 20 апреля 2005г.

В последнее время налоговые органы уделяют больше внимания проведению камеральных, а не выездных налоговых проверок. Камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиками. Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами. При этом какого-либо специального разрешения руководителя налогового органа не требуется. Камеральная проверка, по сути, начинается со дня представления налоговой декларации и должна завершиться до истечения трехмесячного срока со дня предоставления декларации. Как правило, организации узнают о проведении камеральной проверки в момент получения либо требования о предоставлении документов либо решения об уплате недоимки и пени или решения о привлечении к налоговой ответственности (взыскании штрафных санкций по статье 126 или по статье 122 НК РФ).
При получении подобного документа организации в первую очередь нужно обратить внимание на соблюдение должностным лицом налогового органа сроков проведения камеральной проверки. Зачастую налоговые органы нарушают этот срок.
Несоблюдение налоговыми органами сроков проведения камеральной проверки в основном происходит по причине отсутствия в Налоговом Кодексе последствий этого нарушения. Неурегулированность в Налоговом Кодексе этого вопроса вызывает массу споров с налоговыми органами относительно признания результатов камеральной проверки, проведенной с опозданием, особенно в отношении взыскания выявленных недоимок, пеней, начисленных штрафов. Президиум ВАС РФ в пункте 9 Информационного письма от 17.03.2003 № 71 указал, что проведение камеральной налоговой проверки за пределами срока, предусмотренного статьей 88 НК РФ, само по себе не может повлечь отказ в удовлетворении требования налогового органа о взыскании налога и пеней, предъявленного с соблюдением срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 48 Кодекса.
Таким образом, организации следует различать следующие важные моменты.

  1. В случае выявления в налоговой декларации ошибок, ставших причиной недоимки и несвоевременной уплаты налога, факт несоблюдения налоговым органом сроков камеральной проверки не может освободить организацию от погашения задолженности и пени.
  2. Нарушение сроков проведения камеральной проверки может освободить организацию от штрафов, начисленных налоговым органом по результатам проведения камеральной проверки. Если решение налогового органа о привлечении к налоговой ответственности не удастся обжаловать в вышестоящей организации, то организации целесообразно не торопиться с погашением штрафа в добровольном порядке. Штраф налоговые органы могут взыскать только через суд не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (п.1 статьи 115 НК РФ).

Если налоговые органы все-таки подадут иск в суд, то нужно помнить, что бремя доказывания совершенного нарушения лежит именно на налоговом органе (ст.65 АПК РФ). При этом ст.64 АПК РФ запрещает использовать в суде доказательства, добытые с нарушением федерального закона. А Налоговый кодекс как раз и запретил проводить камеральные проверки по истечении трех месяцев со дня подачи декларации. Соответственно, все доказательства, полученные по истечении установленных сроков, будут незаконными и они должны быть отклонены судом.
В том случае, если сроки проведения камеральной проверки налоговым органом не нарушены, следует со всей тщательностью проанализировать соблюдение процедуры оформления результатов камеральной проверки.
Оформление камеральной налоговой проверки напрямую зависит от ее результатов. Как правило, если в поданной декларации ошибок или противоречий нет, то проверяющий ее инспектор просто подписывает декларацию и указывает дату проверки на ее титульном листе.
В случае же обнаружения налоговым органом каких-либо ошибок и противоречий инспектор обязан зафиксировать их и о выявленных ошибках и противоречиях сообщить налогоплательщику. Причем налогоплательщику положено не только сообщить об обнаруженных ошибках, но и направить требование о внесении в отчетность необходимых исправлений в установленный налоговым органом срок (абз.3 ст.88 НК РФ).
Хотя составление акта по результатам камеральной проверки НК РФ прямо не предусматривает, тем не менее, ряд статей Налогового кодекса (например, пп.7 и 9 п.1 ст.21 и пп.7 п.1 ст.32) свидетельствует о том, что налоговая инспекция обязана направить налогоплательщику копию акта налоговой проверки. При этом не конкретизируется, по результатам какой именно проверки у налоговиков возникает такая обязанность. Проверка, согласно Налоговому кодексу, может быть как выездная, так и камеральная (ст.87 НК РФ). Поэтому, на наш взгляд, составление акта является обязательным и при проведении камеральной проверки, причем независимо от ее результатов.
Заметим, что в пункте 37 Постановления от 28.02.2001 № 5 Высший Арбитражный Суд РФ указал, что акт по камеральной проверке составлять не нужно, потому что Налоговый кодекс об этом умалчивает.
Однако большинство арбитражных судов придерживаются другой позиции. По их мнению, оформлять результаты камеральной проверки налоговики должны так же, как и результаты выездной. Иначе нарушаются права налогоплательщиков.
Составить акт по результатам проведения камеральной проверки налоговый орган может в произвольной форме, так как правила ст.100 НК РФ, устанавливающие требования к акту выездной налоговой проверки, в данном случае не применяются.
Если же в результате камеральной проверки налоговый орган выносит решение о взыскании штрафа, то следует принимать во внимание статью 101 НК РФ, которая устанавливает порядок привлечения налогоплательщика к ответственности.
В данном случае о результатах налоговой проверки обязательно уведомляется налогоплательщик, который имеет право представить свои возражения или объяснения по акту камеральной проверки.
Затем материалы камеральной проверки должен рассмотреть руководитель налогового органа или его заместитель. Причем если налогоплательщик предоставлял свои возражения по акту, то материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика или её представителей. Это значит, что налоговый орган обязан заблаговременно известить налогоплательщика о времени и месте такого рассмотрения.
И лишь по результатам рассмотрения дела налоговая инспекция может вынести решение о привлечении налогоплательщика к ответственности. Причем такое решение должно быть оформлено в полном соответствии с требованиями ст.101 НК РФ. По результатам рассмотрения материалов камеральной проверки руководитель (его заместитель) налогового органа выносит решение, которое оформляется в виде постановления о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии с нормами НК РФ. В постановлении излагаются обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения со ссылками на документы и иные сведения, подтверждающие эти обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту (при их наличии), и результаты проверки этих доводов, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность налогоплательщика. Копия такого решения вручается налогоплательщику (его представителю) под расписку либо передается другим способом, свидетельствующим о дате ее получения (например, почтой с уведомлением о вручении).
Но самое главное: в этом случае действует правило о том, что несоблюдение налоговым органом такого порядка может стать основанием для отмены судом решения о привлечении к ответственности (п.6 ст.101 НК РФ).
Таким образом, если организация получила решение об уплате штрафа, но при этом налоговые органы не потрудились составить акт проверки и ознакомить вас с ним, не выслушали ваших возражений либо допустили иные нарушения установленной статьей 101 НК РФ процедуры, не нужно спешить платить штраф. Пусть инспекторы сами обращаются в суд.
Основанием для отказа в уплате штрафных санкций является нарушение порядка привлечения к налоговой ответственности.
Подтверждением высказанной позиции служат следующие нормы Налогового Кодекса: пп.7 и 9 п.1 ст.21 и пп.7 п.1 ст.32, ст. 100 и 101.Скорее всего суд вас поддержит. В качестве примеров рассмотрения дел в пользу налогоплательщиков можно привести Постановление ФАС РФ Западно-Сибирского округа от 9 ноября 2004 г. № Ф04-7933/2004(6061-А46-7); Постановление ФАС РФ Уральского округа от 13 октября 2004 г. № Ф09-4220/04-АК, а также Постановление ФАС РФ Северо-Западного округа от 16 сентября 2004 г. № А42-1266/04-31.
Обращаем внимание, что несоблюдение налоговым органом процедуры оформления результатов камеральной проверки и процедуры производства по делу о налоговом правонарушении может освободить организацию от ответственности по уплате штрафных санкций, но не освобождает от погашения недоимки и пеней.

После сдачи налоговой отчетности организациями инспекторы начинают камеральную проверку представленных сведений. Хорошо, если у них не возникнет вопросов или сомнений в правильности данных в декларациях и расчетах. А если в бухгалтерии раздастся телефонный звонок и инспектор попросит дать пояснения по некоторым отчетам? Как реагировать бухгалтеру? Как подготовиться к встрече с инспектором, на что обратить внимание при составлении пояснений? Какие документы и когда инспекторы вправе затребовать у компании? На эти и другие вопросы, касающиеся проведения камеральных налоговых проверок, ответил Сергей Александрович Тараканов, советник государственной гражданской службы РФ III класса.

Сергей Александрович, здравствуйте! Нередко бухгалтеры сдают декларации по налогам или расчеты по авансовым платежам и переживают, будут инспекторы проверять сведения или нет. Скажите, должен ли налоговый инспектор сообщать фирме, что началась камеральная проверка декларации?

Законодательство о налогах и сборах не содержит норм, обязывающих должностное лицо налогового органа сообщать о начале проведения камеральной налоговой проверки. Само по себе начало камеральной налоговой проверки, которое определяется фактом представления организацией налоговой декларации, не налагает на налогоплательщика каких-либо обязанностей. Однако с момента представления декларации начинает течь трехмесячный срок, только в пределах которого налоговый орган вправе провести мероприятия налогового контроля, связанные с камеральной налоговой проверкой. Например, истребовать необходимые для проверки документы.

А какие документы налоговый инспектор может затребовать у фирмы в рамках камеральной проверки декларации?

Статьей 88 Налогового кодекса четко ограничен перечень случаев, в которых те или иные документы должностное лицо налогового органа, проводящее камеральную налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика. Так, при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе запрашивать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы 1 , за исключением:

  • подтверждающих право на налоговые льготы у налогоплательщиков, пользующихся такими льготами 2 ;
  • тех, которые в соответствии с положениями Налогового кодекса должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если они не были представлены вместе с декларацией или расчетом 3 ;
  • подтверждающих правомерность применения налоговых вычетов при подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога 4 .
Читайте также:  Лицензия на курьерские услуги

При проведении камеральной проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговые органы вправе истребовать иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов 5 .
Особняком стоит норма, согласно которой во всякое время без ограничений налогоплательщики обязаны представлять по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций 6 .

Налоговая инспекция запросила у компании документы в рамках камеральной проверки декларации по налогу на прибыль. Организация не может подготовить копии документов в течение 10 рабочих дней с момента получения требования. Можно ли представить инспектору оригиналы?

Документы должны быть представлены в том виде, в котором это предписывается законодательством о налогах и сборах. Как правило, документы нужны налоговому органу для формирования доказательственной базы, то есть совокупности доводов, которые ему могут потребоваться — в случае возникновения спора — для представления в суд. Кроме того, необходимо учитывать, что в случае обнаружения нарушений законодательства о налогах и сборах дело о налоговом правонарушении будет рассматриваться руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, которому необходимо сделать это объективно, что невозможно без наличия документального подтверждения всех существенных обстоятельств. Пунктом 2 статьи 93 Налогового кодекса предусмотрено, что истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий. Копии документов организации визируются руководителем (заместителем руководителя) и (или) иным уполномоченным лицом и заверяются печатью организации, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
При этом не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством РФ.
И только в случае необходимости в рамках истребования документов по статье 93 Налогового кодекса налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов. Это предусмотрено для тех случаев, когда налоговый орган, получив истребованные документы в виде заверенных копий, имеет какие-либо сомнения относительно их тождественности оригиналам документов.
Налоговое законодательство называет еще 3 случая, когда допускается ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов: в ходе выездной налоговой проверки на территории налогоплательщика, за исключением проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа и при проведении выемки (в случаях, предусмотренных ст. 94 Налогового кодекса).
В рамках же камеральной проверки подлинники могут представляться только на время — для ознакомления — с последующим возвратом налогоплательщику.

Если налоговые инспекторы не примут оригиналы, то будет ли это означать, что фирма не представила документы? Могут ли ее оштрафовать за это?

Да, в этом случае получается, что налогоплательщик не исполнил обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством, не обеспечил налоговый орган необходимыми документами. В случае отказа налогоплательщика представить указанные документы на ознакомление они могут быть истребованы в соответствии со статьей 93 Налогового кодекса либо может быть осуществлена выемка документов согласно статье 94 Налогового кодекса.
Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом своих служебных обязанностей влекут за собой ответственность граждан и должностных лиц 7 .
Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет за собой штраф 8 в размере 50 рублей за каждый документ, который не будет представлен.

Если у инспектора после камеральной проверки нет претензий и вопросов к бухгалтеру, то будет ли по итогам проверки составлен какой-либо документ? Получит ли фирма какое-нибудь уведомление?

Полномочия налогового органа, предусмотренные статьями 88 и 101 Налогового кодекса, носят публично-правовой характер, что не позволяет ему произвольно отказаться от необходимости истребования дополнительных сведений, объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. При осуществлении возложенной на инспектора функции выявления налоговых правонарушений во всех случаях сомнений в правильности уплаты налогов и тем более обнаружения признаков налогового правонарушения он обязан воспользоваться предоставленным ему правомочием истребовать у организации необходимую информацию. Соответственно, компания вправе предполагать, что если налоговый орган не обращается к ней за объяснениями или документами, подтверждающими декларируемые налоги, то у инспектора нет сомнений в правильности уплаты налогов.
Этот порядок, ранее впервые сформулированный в определении КС РФ 9 , начиная с 2007 года получил свое закрепление в статье 88 Налогового кодекса. Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствие данных налогоплательщика сведениям в имеющихся у налогового органа документах, полученных им в ходе налогового контроля, об этом сообщается организации с требованием в течение 5 дней представить необходимые пояснения или в установленный срок внести соответствующие исправления. Лицу, проводящему камеральную налоговую проверку, надлежит рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. И только если после их рассмотрения либо при отсутствии пояснений организации налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения, должностные лица инспекции обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 Налогового кодекса.


Н.В. Дубровин,
ведущий юрист консалтинговой группы "Налоговик"

Налоговый орган для истребования документов в соответствии с пунктом 1 статьи 93 Налогового кодекса направляет налогоплательщику требование о представлении документов, форма которого специально утверждена (приложение N 5 к приказу ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@).
В требовании должно быть указано, какие документы и на основании какой статьи Налогового кодекса истребуются, в какой срок их надо подать, а также приводится информация о том, в каком виде следует представить документы, об ответственности налогоплательщика за непредставление документов. В принципе, требование может вообще не соответствовать установленной форме, но это не является существенным основанием для его неисполнения.
Подписывает требование налоговый инспектор, который проводит камеральную проверку в соответствии с пунктом 1 статьи 93 Налогового кодекса. Если признаки истребуемых документов сформулированы нечетко и невозможно определить, какие же именно документы хочет получить проверяющий, то налогоплательщик в случае неисполнения требования не может быть привлечен к ответственности на основании статьи 126 Налогового кодекса. Этот вывод был подтвержден Президиумом ВАС РФ в постановлении от 8 апреля 2008 года N 15333/07.
Однако, получив такое нечеткое требование, рекомендуется обратиться за уточнением к налоговому инспектору, если бухгалтеру действительно что-то непонятно и он намерен представить все необходимые документы. В большинстве же случаев бухгалтеру прекрасно известно, какие документы следовало бы направить, поэтому исполнить требование достаточно просто.
Не стоит обращаться за разъяснениями в том случае, если организация не собирается подавать документы и готова отстаивать свою позицию в суде, поскольку повторное обращение просто даст повод налоговикам уточнить свое требование.

В ходе камеральной проверки инспектор выявил ошибки и, позвонив по телефону бухгалтеру, сообщил об этом и затребовал пояснения. Можно ли считать, что таким способом бухгалтер уведомлен должным образом? В какой форме последнему надо представить в инспекцию пояснения: письменной, устной, лично или по телефону?

Налоговый кодекс прямо не отвечает на вопрос о том, в какой форме осуществляется сообщение налогоплательщику об ошибках, выявленных в ходе камеральной проверки. Однако, как уже было сказано, чтобы составить акт камеральной проверки, налоговому органу необходимо соблюдение данной процедуры, что предполагает наличие у него доказательств ее соблюдения. Поэтому на практике налогоплательщику об ошибках сообщается в письменной форме. Также и организации рекомендуется давать пояснения именно в такой форме, так как в ее интересах, чтобы комментарии были приобщены к материалам проверки.

Может ли инспектор в рамках камеральной проверки налога на имущество затребовать документы у фирмы? Компания не пользуется никакими льготами по налогу на имущество. Правомерны ли требования инспектора?

Согласно ограничениям, установленным статьей 88 Налогового кодекса, при таких условиях истребование документов у налогоплательщика не осуществляется.

В ходе проверки инспектор выявил нарушения, которые отражены в акте. Кроме того, указана сумма недоимки по налогу, а также штраф и пени. Должен ли в акте быть также расчет сумм штрафа и пеней?

Согласно форме акта налоговой проверки 10 указание конкретных размеров штрафов не предусмотрено. В акте только предлагается привлечь налогоплательщика к ответственности и дается описание всех существенных обстоятельств, в том числе конкретных данных, необходимых для исчисления штрафов. Дело в том, что акт проверки составляется должностными лицами налогового органа, проводящими налоговую проверку, но вместе с тем не имеющими прерогативы налагать штрафы. Эти полномочия 11 относятся к руководителям (заместителям руководителя) налогового органа, которые при наложении штрафа решают вопросы о наличии или отсутствии обстоятельств, исключающих привлечение к налоговой ответственности, вину, а также отягчающих и смягчающих обстоятельств. Итак, из акта должно быть видно, каким образом можно предварительно рассчитать размер штрафа. Расчет суммы пеней предусмотрен формой акта проверки.

Если налоговый орган затребовал копии документов в рамках проверки контрагента, а компания отказывается их представлять, могут ли фирму оштрафовать за это?

Да, непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации подать имеющиеся у нее документы, предусмотренные Налогового кодекса, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями влечет за собой взыскание штрафа 12 в размере 5000 рублей независимо от количества документов, которые не были переданы в срок.

Компания в рамках налоговой проверки контрагента получила требование, в котором указано следующее: "Предоставить документы по хозяйственным операциям с ООО "Ромашка" за I квартал 2008 года". Как бухгалтеру понять, какие именно документы хочет увидеть проверяющий инспектор? Или ему необходимо ксерокопировать все договоры, накладные, акты и т. д. без исключения?

Читайте также:  Единая россия юридическая помощь

Способ описания запрашиваемых документов в требовании о представлении документов (информации), предусмотренном статьей 93 Налогового кодекса, должен позволять их идентифицировать, с тем чтобы дать возможность налогоплательщику четко определить состав истребуемых документов и представить их налоговому органу. Указание на документы по хозяйственным операциям с конкретным контрагентом в совокупности со ссылкой на проверяемый налоговый период в этой связи представляется правомерным.

А если ситуация обратная. У компании с контрагентом было всего 2—3 операции, а в требовании налоговой инспекции указано представить книгу продаж за I квартал 2008 года с отражением счетов фактур по реализации. Надо ли компании распечатывать всю книгу продаж за этот период или достаточно выписки по операциям с этим контрагентом?

Думаю, что в данном случае достаточно представить выписку из книги продаж по операциям с данным контрагентом и одновременно в сопроводительном письме указать на отсутствие иных продаж этому контрагенту.

Как часто может проходить выездная проверка? Может ли она следовать сразу за камеральной по тому же налогу за один и тот же период?

Ограничения на проведение выездных налоговых проверок, закрепленные в Налогового кодекса, не допускают проведения более 2 выездных налоговых проверок за один и тот же период. Исключение составляют повторные проверки, проводимые вышестоящим налоговым органом, и проверки, проводимые ранее проверявшим налоговым органом, в случае представления организацией уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. Факт проведения выездных проверок до камеральных при назначении следующих выездных проверок не учитывается. Ведь камеральные проверки проводятся в отношении всех представленных налоговых деклараций (расчетов). Как правило, налоговые органы стараются проводить выездные налоговые проверки сразу за календарный год и по всем налогам и сборам, так как комплексный подход является более целесообразным с точки зрения эффективности контрольных мероприятий. Кроме того, налоговые органы учитывают, что они не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более 2 выездных налоговых проверок в течение календарного года.

Камералка по-французски

Во Франции в год проверяется примерно 45 000 деклараций от организаций. Имеющаяся в базе информация сравнивается со сведениями, содержащимися в представленном отчете. При обнаружении каких-либо расхождений инспектор вправе затребовать у компании объяснения. Если таковые проверяющих не удовлетворят, то они могут потребовать доплаты налогов либо обратиться в другие контролирующие подразделения для проведения более внимательной проверки. Отметим, что в ходе проверки в девяти из десяти случаев выявляется, что декларации небезупречны. В результате налоговики применяют различные санкции. Так, за просрочку представления отчета взимается штраф в размере 9 процентов в год от просроченной суммы. Если выявлены умышленные действия по сокрытию доходов, то штраф будет 40—80 процентов от суммы налога.

Подготовила Елена Полянских

Беседу провела
Н.В. Горшенина,
заместитель главного редактора,
налоговый консультант

1 п. 7 ст. 88 НК РФ
2 п. 6 ст. 88 НК РФ
3 п. 7 ст. 88 НК РФ
4 п. 8 ст. 88 НК РФ
5 п. 9 ст. 88 НК РФ
6 подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ
7 ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ
8 п. 1 ст. 126 НК РФ
9 определение КС РФ от 12.07.2006 N 267-О
10 утв. приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@
11 ст. 101 НК РФ
12 п. 2 ст. 126 НК РФ

В начале июля был опубликован Федеральный закон от 28.06.13 № 134-ФЗ, который среди прочего содержит большой пакет поправок в Налоговый кодекс. Почти все поправки связаны с налоговым администрированием — камеральными проверками, расчетом штрафов, взысканием недоимок, блокировкой счетов. Другие поправки обязывают плательщиков НДС с 2014 года подавать декларации только в электронном виде, а посредников, которые выставляют или принимают счета-фактуры в интересах других лиц на основании договора поручения, комиссии или агентского договора — вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур. В том, что и как изменится после вступления поправок в силу, разбирался главный налоговый эксперт «Бухгалтерии Онлайн» Александр Погребс.

Почтовое отправление — только по юридическому адресу

В соответствии с поправками в статью 31 НК РФ, с 1 августа 2013 года налоговики могут отправлять письма, уведомления и прочую корреспонденцию по почте российским организациям, их филиалам и представительствам — по адресу места их нахождения, указанному в ЕГРЮЛ, иностранной организации, работающей в России — по адресу в ЕГРН. Понятие «почтовый адрес», который налогоплательщики-организации указывают в документах для налоговиков, фактически теряет смысл.

А вот предпринимателям, нотариусам, адвокатам, да и просто физическим лицам повезло больше. Им налоговики могут писать либо на адрес их места жительства (места пребывания), либо на другой адрес, который специально должен быть указан в едином государственном реестре налогоплательщиков (ЕГРН). Чтобы этот адрес туда внести упомянутые физические лица должны подать специальное заявление, форма которого должна быть утверждена ФНС России.

Взыскание недоимки с дочерних или материнских компаний

Поправки в подпункт 2 пункта 2 статьи 45 НК РФ «Исполнение обязанности по уплате налога или сбора» (вступят в силу с 1 августа 2013 года) призваны упорядочить взаимоотношения по взысканию задолженности по налогам, когда за товары, проданные «материнской» компанией, деньги получает «дочерняя» и наоборот — за дочернюю материнская. Эта норма позволяет налоговикам взыскивать долги, которые «висят» более трех месяцев. Другими словами, если, например, «дочерняя» компания не платит налоги уже больше 3-х месяцев, а выручка от продажи товаров поступает не на ее заблокированный счет, а на счет материнской компании, налоговики имеют право взыскать эту задолженность непосредственно с материнской компании. Но, видимо, взаимозависимые компании умеют ловко обходить расставленные налоговиками сети, поэтому теперь порядок взыскания таких долгов расписан более подробно.

Прежде всего, и это хорошая новость, речь теперь может идти только о тех недоимках, которые возникли по итогам налоговой проверки. Раньше норма могла применяться более широко, например, к тем налоговым долгам, которые образовались просто из-за неуплаты налога по текущей декларации.Теперь взыскать недоимку, числящуюся за материнской компанией, с зависимой или дочерней компании можно только в том случае, если этот налог был доначислен по результатам выездной или камеральной налоговой проверки.

С другой стороны, сейчас взыскание недоимки с другой компании может осуществляться только в случае поступления на счета этой другой компании оплаты за товары (работы, услуги) компании-недоимщика. После 1 августа 2013 года такая возможность появляется у налоговиков и в том случае, если компания-недоимщик после того, как узнала о назначении выездной налоговой проверки или о начале камеральной проверки, передала зависимой (дочерней) или, наоборот, основной (преобладающей, участвующей) компании денежные средства или иное имущество, после чего взыскание недоимки стало невозможным. Причем, если недоимщик подобным образом разошлет деньги не одной, а сразу нескольким зависимым организациям, то налоговики будут взыскивать со всех организаций пропорционально перечисленным им суммам.

Но и это еще не все. Если в ходе проверки налоговики обнаружат, что компания-недоимщик после получения информации о налоговой проверке перечислила деньги или передала имущество другой организации не напрямую, а через цепочку взаимозависимых организаций, налоговики всё равно могут применить данную норму, даже, если в итоге деньги окажутся в формально не зависимой от должника организации.

Новое основание для блокировки счета

С 1 января 2015 года изменится порядок приостановления операций по счетам в банках и переводов электронных денежных средств. Регулировать его будет новая редакция статьи 76 НК РФ. Сейчас у налоговиков есть только два основания для блокировки счета. Это либо обеспечение исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней или штрафа, либо неподача налогоплательщиком в установленный срок налоговой декларации (расчета).

С 2015 года появится еще один повод: если налогоплательщик не отвечает на высланное ему налоговиками электронным способом требование о представлении документов или пояснений, а также о вызове в инспекцию (см. «Налогоплательщики уже могут получать в электронном виде требование об уплате налога и 15 других документов» и «В системе «Контур-Экстерн» можно подписаться на sms-уведомления о поступивших из ИФНС требованиях»). Если налогоплательщик в течение установленного срока не пришлет налоговикам электронную квитанцию о получении от них корреспонденции, руководитель налоговой инспекции или его заместитель могут в течение 10 дней принять решение о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств.

Кстати, обязанность передачи налоговикам квитанции о получении от налоговиков корреспонденции в электронном виде будет закреплена непосредственно в Налоговом кодексе с 1 января 2015 года, когда вступит в силу дополнительный пункт 5.1 в статье 23 НК РФ «Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)».

Налогоплательщики, которые должны представлять налоговые декларации в электронном виде, обязаны будут обеспечить своевременный прием электронной корреспонденции от налоговиков и в течение 6 дней после отправки корреспонденции налоговиками отправить им квитанцию о получении.

Как мы видим, с 2015 года игнорирование налоговых электронных посланий из ИФНС может привести к блокировке расчетного счета. В данный момент действует другой алгоритм. В течение одного рабочего дня после получения требования налогоплательщик должен отправить в ИФНС либо квитанцию о получении, либо уведомление об ошибке (например, требование было предназначено другому адресату). Если он этого не делает, налоговики высылают требование по почте, и оно считается полученным по истечении 6 дней с момента отправки (подробнее см. «Налогоплательщики уже могут получать в электронном виде требование об уплате налога и 15 других документов»).

Если счет заблокирован из-за непредставления налоговой декларации, то решение об отмене такой блокировки будет приниматься в том же порядке, что и сейчас. То есть не позднее дня, следующего за днем представления декларации. А вот если налоговики приостановят операции по счетам в банке из-за игнорирования налогоплательщиком электронного требования, то отменить это решение они должны на следующий день после получения от налогоплательщика электронной квитанции или после совершения налогоплательщиком тех действий, требование о которых содержится в послании налоговиков — представления документов, пояснений или явки в инспекцию.

Читайте также:  Найти прописку человека по паспортным данным

Банки должны будут сообщать налоговикам о счетах, вкладах и депозитах физических лиц

Поправки в статью 86 НК РФ с 1 июля 2014 года расширят перечень информации, которую банки должны будут передавать налоговикам. Прежде всего отметим, что банки должны будут сообщать в инспекцию об открытии, изменении и закрытии не только счетов, но также вкладов и депозитов, причем, принадлежащих как организациям и ИП, так и «простым» физическим лицам. Информация, как и сейчас, будет сообщаться налоговикам в электронном виде в течение трех дней.

В отношении организаций и индивидуальных предпринимателей порядок запроса и получения информации останется практически тем же. А вот в отношении «простых» физических лиц налоговикам получить информацию о счетах, вкладах и депозитах будет немного сложнее. Решение о запросе такой информации в банке можно будет принять при наличии согласия либо руководителя УФНС по субъекту Федерации, либо руководителя (заместителя руководителя) ФНС России.

Расширены полномочия налоговиков при камеральной проверке

Наибольшая часть поправок, внесенных комментируемым законом № 134-ФЗ, приходится на порядок проведения камеральных налоговых проверок. Прежде всего, поставлена точка в споре, могут ли налоговики, получив уточненную декларацию, сразу потребовать объяснений или они, в соответствии с пунктом 3 статьи 88 НК РФ, сначала должны найти в этой декларации ошибку, противоречие или несоответствие имеющимся у них сведениям. С 1 января 2014 года вступят в силу два новых абзаца в этом пункте. Для первичных деклараций всё останется по старому — для требования представления объяснений налоговики должны найти ошибку или несоответствие. А вот по уточненным декларациям, в которых уменьшается налог или увеличивается убыток, налоговики смогут сразу потребовать объяснений и обоснований. И налогоплательщик должен будет в течение 5 дней их представить.

При этом так же, как и в случае представления объяснений по первичной декларации, к самим объяснениям можно приложить выписки из регистров налогового и бухгалтерского учета, а также иные документы, подтверждающие достоверность показателей декларации. Это уже следует из поправок в пункт 4 статьи 88 НК РФ, вступающих в силу тоже с 1 января 2014 года.

Есть и другое важное новшество, касающееся камеральных проверок. Оно регулирует ситуацию, когда уточненная декларация подана через 2 года после срока сдачи первичной декларации, и при этом согласно «уточненке» уменьшается сумма налога к уплате или увеличивается размер убытка. В такой ситуации при проведении камеральной проверки налоговики имеют право вместе с пояснениями и обоснованиями потребовать представление первичных и иных подтверждающих документов, а также аналитические регистры налогового учета, на основании которых была сформирована уточненная декларация. Это вытекает из сути нового пункта 8.3 статьи 88 НК РФ, который вступит в силу с 1 января 2014 года.

Камеральные проверки по НДС: осмотр и истребование дополнительных документов

С 1 января 2015 года в ходе камеральных проверок деклараций по НДС налоговики в определенных случаях смогут приходить к налогоплательщику и производить осмотр. Такую возможность им предоставляют поправки в статьи 91 и 92 НК РФ. Налоговики смогут прийти в рамках камеральной проверки на территорию налогоплательщика и произвести осмотр помещений в двух случаях. Во-первых, если налогоплательщик подаст декларацию, в которой НДС стоит к возмещению из бюджета. Во-вторых, если инспекторы в ходе камеральной проверки по НДС обнаружат сведения, которые противоречат имеющимся у них данным, полученным от других налогоплательщиков. Основанием для подобных визитов будет служить мотивированное постановление инспектора, который проводит камеральную проверку, утвержденное руководителем инспекции или его заместителем. Напомним, что сейчас основанием для визита инспектора на территорию налогоплательщика и проведения осмотра может являться только постановление о проведении выездной налоговой проверки.

Кроме того, при выявлении противоречий между сведениями, собранными из разных источников, налоговики смогут дополнительно потребовать у налогоплательщика предоставить счета-фактуры, первичные и иные документы. Такой вывод следует из новой редакции пункта 8.1 статьи 88 НК РФ, которая тоже начнет действовать с 1 января 2015 года.

Штраф за опоздание с декларацией станет понятнее

Не обошли изменения и самый любимый налоговиками вид правонарушения — несвоевременную подачу декларации. Состав правонарушения остался прежним. Размер наказания — тоже: 5 процентов от неуплаченной суммы налога за каждый месяц просрочки, но не более 30 процентом и не менее 1 000 рублей. Вот только неуплаченная сама налога будет считаться немного по-другому. Сейчас вопрос, на какой момент считать эту неуплаченную сумму — на день окончания установленного срока уплаты или на день подачи декларации с опозданием — считается спорным. А в соответствии с поправкой в статью 119 НК РФ, вступающей в силу с 1 января 2014 года, проценты надо будет считать от суммы налога, неуплаченной в установленный срок. Другими словами, если с декларацией опоздал, но сам налог заплатил вовремя, то штраф независимо от опоздания будет минимальным — 1 000 рублей. А если опоздал и с уплатой налога, то размер штрафа уже будет определяться по формуле 5 процентов от неуплаченной суммы налога за каждый месяц просрочки, но не более 30 процентов и не менее 1 000 рублей.

Посредники должны будут вести журналы полученных и выставленных счетов-фактур и представлять их в ИФНС в электронном виде

Поправок во вторую часть НК РФ немного, и все они касаются НДС. Первая поправка адресована посредникам, которые сами не являются плательщиками НДС, но выставляют или принимают счета-фактуры в интересах других лиц на основании договора поручения, комиссии или агентского договора. Эти посредники с 1 января 2014 года будут обязаны вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур. Таково требование нового пункта 3.1 статьи 169 НК РФ.

Обратите внимание: лучше сразу начинать вести этот журнал в электронном виде (например, с помощью системы «Диадок», предназначенной для обмена юридически значимыми документами в электронном виде). Ведь с 1 января 2015 года вступит в силу новый пункт 5.2 статьи 174 НК РФ, который устанавливает для посредников, не являющихся плательщиками НДС, обязанность представлять в инспекцию журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении деятельности в рамках посреднического договора. Этот журнал должен будет представляться в инспекцию не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Причем, представлять его будет нужно по установленному формату в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

Декларации по НДС только в электронном виде

В данный момент сдавать налоговую отчетность в электронном виде обязаны только те налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых превышает 100 человек. С 2014 года ситуация изменится. Обязанность сдавать декларации через интернет будет зависеть не только от среднесписочной численности, работников, но и от вида налога. Комментируемый закон вводит такую обязанность для всех плательщиков НДС, внося изменения в пункт 5 статьи 174 НК РФ «Порядок и сроки уплаты налога в бюджет». Так что плательщикам НДС, которые до сих пор сдают декларации на бумаге, самое время начать изучение и тестирование систем для отправки отчетности (см., например «Бухгалтеры из 56 регионов могут три месяца бесплатно сдавать электронную отчетность в ФНС, ПФР, ФСС, Росстат и РАР»).

Возможность сдать декларацию по НДС «на бумаге» в 2014 году останется только у налоговых агентов, которые по своей деятельности освобождены от уплаты НДС или вообще не являются налогоплательщиками. Такие налоговые агенты обязаны сдавать налоговую декларацию, но обязательство сдавать ее только в электронном виде на таких налоговых агентов пока не распространяется. Однако уже в 2015 году вступит в силу третий абзац пункта 5 статьи 174 НК РФ. По этой норме и налоговые агенты должны будут сдавать декларацию по НДС в электронном виде. Правда, не все налоговые агенты, а только посредники, которые выставляют или получают счета-фактуры при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров.

Из других важных нововведений отметим то, что новая редакция статьи 80 НК РФ впервые закрепляет непосредственно в Налоговом кодексе (а не на уровне подзаконных нормативных правовых актов) роль спецоператров связи в документообмене между налогоплательщиком и ИФНС. С 1 января 2014 года налоговая декларация в электронном виде может быть сдана только через оператора электронного документооборота. Такой оператор должен являться российской организацией и соответствовать требованиям, которые утверждает ФНС России. Подробнее о функциях спецоператоров см. «Электронная отчетность: чем сдача через спецоператоров отличается от самостоятельной загрузки на приемный шлюз».

На нашем сайте вы можете не только читать статьи, но и подписаться на аудиосеминары наших экспертов: ведущего эксперта «Бухгалтерии Онлайн» Елены Маврицкой; главного налогового эксперта форума «Бухгалтерия Онлайн» Александра Погребса, а также менеджера разработки программы «Контур-Зарплата» и консультанта портала «Бухгалтерия Онлайн» Вячеслава Шинкарева.

Стоимость подписки — 300 рублей. За эту сумму подписчик получает доступ на три месяца ко всем записанным и выложенным аудиосеминарам. Это не менее нескольких десятков лекций. Новые аудиосеминары выкладываются каждую неделю. Кроме того, по понедельникам размещается аудиообзор новостей для бухгалтера за минувшую неделю.
Оплатить доступ можно с помощью банковской карты через систему мгновенных платежей ASSIST или по квитанции Сбербанка.

Ссылка на основную публикацию
Что нужно для замены просроченных водительских прав
Любое водительское удостоверение имеет срок действия. Каждый водитель должен менять свои документы раз в 10 лет. Если вы получили права...
Фотография рабочего дня юриста
Для целей планирования количества штатных единиц, а также изучения степени занятости и производительности труда определенных работников, используется фотография времени работы...
Фотография на китайскую визу
Требования с 01.01.2017 Необходимо предоставить одну свежую фотографию заявителя. Фотография должна быть ЦВЕТНОЙ на БЕЛОМ ФОНЕ , без уголков и...
Что нужно для одобрения ипотеки в сбербанке
Ипотечный кредит от банка Открытие со ставкой от 9,3% → Наши читатели часто спрашивают, как сделать так, чтобы одобрили выбранную...
Adblock detector