Международные стандарты аудита в россии

Международные стандарты аудита в россии

Современные тенденции ведения бизнеса предусматривают все более тесное международного сотрудничество. Финансовая и бухгалтерская отчетность должна быть понятна контрагентам, прежде всего, по своему содержанию.

В 2017 году в Российской Федерации произошли масштабные изменения в отечественном аудите в сторону увеличения прозрачности, объективности и сближения с международными нормами и стандартами.

Рассмотрим особенности применения международных стандартов аудита (МСА) на отечественных предприятиях.

Что собой представляют МСА

Международные стандарты аудита (МСА), или в международной транскрипции (англ.) International Standards on Auditing (ISA) – свод документации, содержащей профессиональные требования и условия проведения аудиторской деятельности. Их издает Международная бухгалтерская ассоциация, проводя через Комитет по международным стандартам аудита и подтверждения достоверности информации.

В Российской Федерации используется только часть этих стандартов, но постепенно свод их для применения в отечественном аудите расширяется, особенно масштабная динамика произошла в 2017 году.

ВАЖНО! Главное отличие МСА в приоритете содержания над формой: они основаны не на жестком регламенте, а на гибких принципах уместности, достоверности, полноты и нейтральности.

Классификация МСА

Свод международных аудиторских стандартов состоит из документов, освещающих такие аспекты аудита:

  • вводная часть – основы подхода к аудиту и другим мероприятиям по подтверждению качества услуг и достоверности информации, обзор терминологии;
  • общие принципы проведения контроля качества, обязанности аудитора, основная документация, информационный обмен с владельцем бизнеса;
  • стандарты, направленные на оценку рисков и противодействие обнаруженным рискам;
  • стандарты, направленные на доказательства и подтверждение аудиторских сведений;
  • стандарты, регламентирующие услуги привлеченных аудиторов;
  • стандарты, согласно которым формулируются итоги аудита;
  • особые аспекты аудита: анализ финансовой отчетности по принципам спецназначения.

Если сравнивать МСА с российскими аудиторскими стандартами, то можно их классифицировать следующим образом:

  1. Международные стандарты, применяемые в РФ или близкие к таковым.
  2. Международные стандарты, чьи аналоги в РФ значительно отличаются.
  3. МСА, совершенно не употребляемые в РФ.
  4. Отечественные стандарты, аналогов которым в МСА нет.

Основные цели Международных стандартов аудита

Следование международным стандартам в финансовой отчетности и ее проверке призвано унифицировать бухгалтерские процедуры, но вместе с тем позволяет сохранить национальные традиции ведения бизнеса, присущие отечественной экономике. С помощью результатов проведения аудита по МСА можно объективно сравнивать деятельность предприятий в разных государствах, что очень удобно для международного инвестирования.

Отдельные государства строго придерживаются МСА и даже принимают их как национальные, некоторые другие (Англия, США, Канада и Швеция) предпочитают пользоваться собственными стандартами, не отвергая и международных требований. Третья группа стран, в числе которых и Россия, разрабатывают собственные аудиторские стандарты, беря за основу принятые международным Комитетом.

Главная цель разработки международных стандартов:

объединение бизнес-деятельности государств со схожими экономическими принципами в рамках мировой экономики.

Она реализуется в двух основных направлениях:

  • гармонизация принятых в отдельных странах правил и требований для возможности лучшей интеграции в мировую экономику;
  • повышение уровня аудиторской деятельности до общеэкономического (если в том или ином государстве он снижен).

Изменения

В 2017 году вступили в силу приказы Министерства финансов РФ от 24 октября 2016 года № 192н и от 9 ноября 2016 года № 207н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации». Первый ввел в действие 30 международных аудиторских стандартов, а второй – еще 18.

Их необходимо применять, если договор на проведение аудиторской проверки заключался не раньше 1 января 2017 года (в таком случае можно проводить аудит еще по старым стандартам).

Применение аудита по МСА на предприятиях

Предприятия ведут финансовую отчетность, и если это происходит по требованиям МСФО (международной системы финансовой отчетности), то и проверка ее должна осуществляться по международным требованиям. Как правило, такую отчетность ведут, а значит, и будут являться объектами международного аудита, следующие организации:

  • компании, у которых есть активные зарубежные партнеры;
  • юрлица, планирующие свой выход на международную экономическую арену;
  • предприниматели, ищущие зарубежных инвесторов;
  • организации, кредитующиеся у иностранных банков;
  • предприятия, исповедующие корпоративные ценности международных финансовых объединений.

К СВЕДЕНИЮ! В рамках отечественного законодательства в этот перечень обязательно входят кредитные и страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, федеральные унитарные предприятия (по перечню, утвержденному Правительством), акционерные общества, чьи акции принадлежат государству, и любые предприятия, торгующие на международных фондовых биржах.

Зачем проводить аудит по МСА

Для обеспечения принципа достоверности финансовой отчетности законодательство требует проведение проверки не менее чем 1 раз в год. Если компания ведет и публикует отчетность по международным финансовым стандартам, то аудит также должен проводиться в соответствии с международным регламентом.

Этапы проведения аудита по МСА

Поскольку аудит является стандартизированной процедурой, он должен проводиться по определенному регламенту:

  1. Подготовительный этап аудита включает в себя:
    • оценку поля деятельности аудитора – количества и состава исследуемой отчетности;
    • согласование условий аудита (сроков, стоимости и др.);
    • заключение договора на проведение аудита;
    • оформление предварительного плана проверки;
    • подготовку ответов и документации в соответствии с аудиторскими запросами.
    • Аудиторское исследование (сбор и оценка доказательств). Собственно проверка, включающая исследование отчетности за предыдущий год (для объективного сравнения показателей) и за отчетный. Изучению подлежат:
      • бухгалтерские отчеты;
      • финансовая документация;
      • управленческая информация.

      Процедура аудита предусматривает не только анализ документов, но и интервью с сотрудниками и руководством, наблюдение, обследование производственных помещений и складов и т.п.

      ВНИМАНИЕ! Обязательно фиксировать всю информацию, могущую повлиять на доказательность аудиторского мнения при формулировке выводов.

    • Формулировка заключения. Корректируются данные, составляется отчет и формируется окончательное аудиторское заключение. Оно предоставляется заинтересованным в результате получателям: контрагентам, потенциальным инвесторам, высшему руководству, кредитным организациям и др.
    • ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Отчет о результатах аудита, проведенного по отечественным стандартам, может значительно отличаться от итогов аудита по МСА. Это объясняется несовпадением принципов и подходов к оценке.

      Кто вправе провести аудит по МСА

      На российских предприятиях аудит в соответствии с международными стандартами могут проводить только аудиторские компании. Требования к ним определены законодательно (Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»):

      • организация не должна иметь иной сферы деятельности, кроме аудиторской и сопутствующих услуг;
      • компания должна значиться в реестрах СРО (саморегулируемых организаций);
      • проводить аудит должны исключительно сертифицированные специалисты.

      Важно выбирать для проведения аудита по МСА специалистов с учетом отраслевой специфики предприятия.

      Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

      В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

      Читайте также:  Ндфл при дарении земельного участка

      Программа, разработана совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

      Обзор документа

      Информационное сообщение Минфина России от 27 декабря 2016 г. "Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии (№ ИС-аудит-11)"

      С 1 января 2017 г. аудиторская деятельность в России осуществляется в соответствии с Международными стандартами аудита

      Согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» аудиторская деятельность (аудит и сопутствующие аудиту услуги) осуществляется в соответствии с Международными стандартами аудита (МСА), принимаемыми Международной федерацией бухгалтеров (МФБ) и признанными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации*.

      Минфином России завершено признание действующих в настоящее время МСА. Приказами Минфина России от 24 октября 2016 г. № 192н (в редакции приказа от 30 ноября 2016 г. № 220н) и от 9 ноября 2016 г. № 207н эти стандарты введены в действие на территории Российской Федерации.

      МСА, признанные для применения в России

      Группа
      стандартов
      Наименование стандарта
      Международные стандарты контроля качества МСКК 1 «Контроль качества в аудиторских организациях, проводящих аудит и обзорные проверки финансовой отчетности, а также выполняющих прочие задания, обеспечивающие уверенность, и задания по оказанию сопутствующих услуг»
      Международные стандарты аудита МСА 200 «Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита»
      МСА 210 «Согласование условий аудиторских заданий»
      МСА 220 «Контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности»
      МСА 230 «Аудиторская документация»
      МСА 240 «Обязанности аудитора в отношении недобросовестных действия при проведении аудита финансовой отчетности»
      МСА 250 «Рассмотрение законов и нормативных актов в ходе аудита финансовой отчетности»
      МСА 260 (пересмотренный) «Информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление»
      МСА 265 «Информирование лиц, отвечающих за корпоративное управление, и руководства о недостатках в системе внутреннего контроля»
      МСА 300 «Планирование аудита финансовой отчетности»
      МСА 315 (пересмотренный) «Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения»
      МСА 320 «Существенность при планировании и проведении аудита»
      МСА 330 «Аудиторские процедуры в ответ на оцененные риски»
      МСА 402 «Особенности аудита организации, пользующейся услугами обслуживающей организации»
      МСА 450 «Оценка искажений, выявленных в ходе аудита»
      МСА 500 «Аудиторские доказательства»
      МСА 501 «Особенности получения аудиторских доказательств в конкретных случаях»
      МСА 505 «Внешние подтверждения»
      МСА 510 «Аудиторские задания, выполняемые впервые: остатки на начало периода»
      МСА 520 «Аналитические процедуры»
      МСА 530 «Аудиторская выборка»
      МСА 540 «Аудит оценочных значений, включая оценку справедливой стоимости, и соответствующего раскрытия информации»
      МСА 550 «Связанные стороны»
      МСА 560 «События после отчетной даты»
      МСА 570 (пересмотренный) «Непрерывность деятельности»
      МСА 580 «Письменные заявления»
      МСА 600 «Особенности аудита финансовой отчетности группы (включая работу аудиторов компонентов)»
      МСА 610 (пересмотренный, 2013 г.) «Использование работы внутренних аудиторов»
      МСА 620 «Использование работы эксперта аудитора»
      МСА 700 (пересмотренный) «Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности»
      МСА 701 «Информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении»
      МСА 705 (пересмотренный) «Модифицированное мнение в аудиторском заключении»
      МСА 706 (пересмотренный) «Разделы «Важные обстоятельства» и «Прочие сведения» в аудиторском заключении»
      МСА 710 «Сравнительная информация — сопоставимые показатели и сравнительная финансовая отчетность»
      МСА 720 (пересмотренный) «Обязанности аудитора, относящиеся к прочей информации»
      МСА 800 «Особенности аудита финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с концепцией специального назначения»
      МСА 805 «Особенности аудита отдельных отчетов финансовой отчетности и отдельных элементов, групп статей или статей финансовой отчетности»
      МСА 810 «Задания по предоставлению заключения об обобщенной финансовой отчетности»
      Международные отчеты о практике аудита МОПА 1000 «Особенности аудита финансовых инструментов»
      Международные стандарты обзорных проверок МСОП 2400 (пересмотренный) «Задания по обзорной проверке финансовой отчетности прошедших периодов»
      МСОП 2410 «Обзорная проверка промежуточной финансовой информации, выполняемая независимым аудитором организации»
      Международные стандарты заданий, обеспечивающих уверенность МСЗОУ 3000 (пересмотренный) «Задания, обеспечивающие уверенность, отличные от аудита и обзорной проверки финансовой информации прошедших периодов»
      МСЗОУ 3400 «Проверка прогнозной финансовой информации»
      МСЗОУ 3402 «Заключение аудитора обслуживающей организации, обеспечивающее уверенность, о средствах контроля обслуживающей организации»
      МСЗОУ 3410 «Задания, обеспечивающие уверенность, в отношении отчетности о выбросах парниковых газов»
      МСЗОУ 3420 «Задания, обеспечивающие уверенность, в отношении компиляции проформы финансовой информации, включаемой в проспект ценных бумаг»
      Международные стандарты сопутствующих услуг МССУ 4400 «Задания по выполнению согласованных процедур в отношении финансовой информации»
      МССУ 4410 (пересмотренный) «Задания по компиляции»

      Дополнительные документы МФБ, признанные для применения в России

      При осуществлении аудиторской деятельности помимо перечисленных выше необходимо применять ряд документов МФБ, связанных с МСА, но ими не являющихся. Следующие документы необходимы для правильного применения МСА:

      Концепция качества аудита: ключевые элементы, формирующие среду для обеспечения качества аудита;

      Международная концепция заданий, обеспечивающих уверенность;

      Структура сборника стандартов, выпущенных Советом по международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность;

      Предисловие к сборнику международных стандартов контроля качества, аудита и обзорных проверок, прочих заданий, обеспечивающих уверенность, и заданий по оказанию сопутствующих услуг.

      Тексты этих документов опубликованы на официальном Интернет-сайте Минфина России www.minfin.ru.

      Вступление МСА в силу

      МСА, введенные в действие приказами Минфина России, вступают в силу со дня их официального опубликования. При этом официальным опубликованием МСА считается первая публикация его текста в официальном печатном издании, определяемом Минфином России, или первое размещение (опубликование) на официальном Интернет-сайте Минфина России www.minfin.ru.

      Тексты МСА, введенных в действие приказами Минфина России, опубликованы на официальном Интернет-сайте Минфина России www.minfin.ru 24-25 ноября 2016 г.

      Применение МСА

      Согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» МСА обязательны для аудиторских организаций и аудиторов (часть 1 статьи 7), а также аудируемых лиц и иных лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг (часть 2 статьи 14). Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с МСА начиная с года, следующего за годом, в котором МСА признаны для применения на территории Российской Федерации.

      Исходя из этого МСА, введенные в действие приказами Минфина России, подлежат применению начиная с 1 января 2017 г.

      Вместе с тем аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в 2017 г. вправе провести (закончить) аудит бухгалтерской отчетности за 2016 г. по заключенному до 1 января 2017 г. договору в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными Правительством Российской Федерации, и федеральными стандартами аудиторской деятельности, утвержденными Минфином России.

      Информация на официальном Интернет-сайте Минфина России

      На официальном Интернет-сайте Минфина России www.minfin.ru создан раздел «Аудиторская деятельность — Стандарты и правила аудита -Международные стандарты аудита». В нем можно ознакомиться с:

      официальными текстами МСА, введенными в действие приказами Минфина России;

      Читайте также:  Компенсация с материнского капитала в 2018 году

      официальными текстами документов МФБ, связанных с МСА и необходимых для правильного применения последних, но ими не являющихся;

      нормативными правовыми актами, регулирующими введение МСА в действие на территории Российской Федерации;

      информацией о ходе признания МСА.

      Департамент регулирования бухгалтерского учета,
      финансовой отчетности и аудиторской деятельности
      Минфина России

      * О признании МСА подлежащими применению на территории Российской Федерации см. Информационный бюллетень от 1 декабря 2015 г. (www.minfin.ru раздел «Аудиторская деятельность — Общая информация — Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии»).

      Обзор документа

      Приведен обзор нововведений в аудиторской деятельности.

      Так, с 1 января 2017 г. в нашей стране будут применяться Международные стандарты аудита (МСА). Изданы соответствующие приказы Минфина России.

      При этом в 2017 г. допускается провести (закончить) аудит бухгалтерской отчетности за 2016 г. по заключенному до 1 января 2017 г. договору в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ и Минфином России.

      Перечислены документы, которые помогут правильно применять МСА.

      СПРАВОЧНИК

      ДЛЯ ЭКОНОМИСТОВ

      Стандарты аудита. Международные стандарты аудита

      Стандарт – официальный государственный или нормативный технический документ отрасли, предприятия, формы, устанавливающий необходимые качественные характеристики, требования, которым должен удовлетворять данный вид продукции товара.

      Стандарты регулируют профессиональную деятельность аудиторов и широко признаны во всем мире, поскольку позволяют достичь наибольшей объективности в выражении аудиторского мнения по поводу соответствия финансовой отчетности общепринятым принципам ведения бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности, а также устанавливают единые качественные критерии сравнения результатов аудиторской деятельности. Единообразие аудиторской деятельности является необходимым ее условием ввиду многообразия методик, применяемых в аудиторской практике, и сложности их сопоставления.

      Аудиторские стандарты определяют единые базовые правила осуществления аудиторских проверок, единые требования к качеству и надежности аудита. Использование аудиторских стандартов обеспечивает определенный уровень гарантий достоверности результатов аудиторской проверки.

      На базе аудиторских стандартов формируются программы для подготовки аудиторов, а также требования для проведения экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью. Аудиторские стандарты являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов. Стандарты устанавливают общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, методологию аудита, а также базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии независимо от условий, в которых проводится аудит. Аудитор, допускающий в своей практике отступления от стандарта, должен быть готов объяснить причину этого.

      Стандарты играют важную роль в аудите и аудиторской деятельности, поскольку они:

      • обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;
      • содействуют пользователям понимать процесс аудиторской проверки;
      • создают общественный имидж профессии;
      • устраняют контроль со стороны государства;
      • помогают аудитору вести переговоры с клиентом;
      • обеспечивают связь отдельных элементов аудиторского процесса.

      Аудиторские стандарты являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов. Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, а также базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии независимо от условий, в которых проводится аудит. Российские стандарты аудиторской деятельности разработаны на базе международных стандартов аудита (МСА), которые выпускает Международная федерация бухгалтеров.

      Система стандартов в обобщенном виде включает в себя международные стандарты; национальные стандарты; внутрифирменные стандарты. В конечном счете цель системы стандартов достигается формированием и применением пакета внутрифирменных стандартов, которые детализируют и регламентируют единые требования к выполнению аудиторских проверок и оформлению аудиторских заключений.

      Значение системы стандартов состоит в том, что она:

      • обеспечивает высокое качество аудиторской проверки;
      • содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;
      • помогает пользователям понять процесс аудиторской проверки;
      • обеспечивает связь отдельных элементов аудиторского процесса;
      • создает общественный имидж профессии.

      Международные аудиторские стандарты

      В основе Российских стандартов аудита лежат международные стандарты (МСА). Разработкой профессиональных требований на международном уровне занимается несколько организаций, в т.ч. Международная федерация бухгалтеров (IFAC), созданная в 1977 г. В рамках IFAC аудиторскими стандартами занимается Международный комитет по аудиторской практике (IAPC).

      Международные стандарты проведения аудита (IAG), которые издает Комитет, преследуют двойную цель:

      1) способствовать развитию профессии в тех странах, где уровень профессионализма ниже общемирового;

      2) унифицировать, по мере возможности, подход к аудиту в международном масштабе.

      Система международных стандартов аудита насчитывает более 45 стандартов, сгруппированных в несколько разделов. Международные стандарты аудита базируются на следующих основополагающих принципах:

      • аудит может проводиться только лицом, имеющим аттестат аудитора, т. е. профессионалом с достаточным опытом работы, успешно сдавшим квалификационные экзамены;
      • аудитор должен быть независим от клиента;
      • аудитор должен соблюдать в своей деятельности Кодекс профессиональной этики;
      • аудитор должен высказывать в аудиторском заключении мнение о достоверности бухгалтерской отчетности клиента.

      Международные стандарты аудиторской деятельности состоят из пяти взаимосвязанных последовательных частей:

      1. Основные постулаты – это закономерности, логические принципы и необходимые условия, представляющие собой общую основу стандартов аудиторской деятельности.

      2. Общие стандарты – это определенные качества и степень квалификации, которыми должен обладать аудитор, чтобы эффективно и профессионально выполнять задачи.

      3. Рабочие стандарты – правила, которыми руководствуются аудиторы при выполнении задач аудита (планирование, надзор и контроль, сбор достоверных сведений и соответствующие изучения и оценка системы внутреннего контроля).

      4. Стандарты отчетности и аудиторского заключения. В заключении должно быть указано, соответствует ли финансовая отчетность требованиям бухгалтерского учета.

      5. Специфические стандарты (аудит международных коммерческих банков; особенности аудита малых предприятий; аудит субъектов, пользующихся услугами обслуживающих организаций; учет экологических вопросов при аудите финансовой отчетности.

      Международные стандарты не превалируют над национальными стандартами. В разных странах по–разному применяют международные стандарты. Это связано с тем, что стандарты по возможности их практического применения делятся на несколько групп:

      • первая группа стандартов – это такие, которые в той или иной стране могут быть приняты сразу, целиком и полностью;
      • вторая группа – это стандарты, которые могут быть одобрены и приняты с незначительными изменениями;
      • к третьей группе относятся стандарты, нуждающиеся не только в уточнениях, но и в создании соответствующих экономических, политических и других условий для их ведения;
      • четвертая группа стандартов – это стандарты, использование которых в данной стране ограничено историческими тенденциями развития и национальной психологией.

      Международная практика показывает, что для ведения цивилизованного аудита требуются две принципиально различные группы регулирующих документов:

      • первая группа – законодательные акты государства;
      • вторая группа – аудиторские стандарты и другие регуляторы, т.е. основополагающие принципы и приемы, а также этические нормы, которым должен следовать аудитор в своей профессиональной деятельности.

      Российские правила (стандарты) аудиторской деятельности

      Согласно ФЗ «Об аудиторской деятельности», стандарты аудиторской деятельности – единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.

      Читайте также:  Привлеченный капитал в балансе строка

      Стандарты аудиторской деятельности подразделяются на:

      • федеральные стандарты аудиторской деятельности;
      • внутренние стандарты аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях;
      • внутрифирменные стандарты аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

      Федеральные стандарты аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер и утверждаются Правительством РФ.

      Стандарты аудиторской деятельности – это нормативные правовые документы, регламентирующие единые требования к порядку осуществления, оформления и оценки качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценки их квалификации. Таким образом, стандарты – это определенные требования к самому аудиту, процессу аудита и аудиторскому заключению.

      Постановлениями правительства РФ №696 от 23.09.2002 г. и №405 от 04.07.2003 г. утверждены шесть стандартов и пять Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

      Действующие федеральные стандарты аудиторской деятельности:

      1. Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности.

      2. Документирование в аудите.

      4. Существенность в аудите.

      5. Аудиторские доказательства.

      6. Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности.

      7. Внутренний контроль качества работы в аудите.

      8. Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом.

      9. Аффилированные лица.

      10. События после отчетной даты.

      11. Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица.

      Новые стандарты носят не рекомендательный, а обязательный характер.

      Система правил (стандартов) аудиторской деятельности состоит их четырех взаимозависимых последовательных блоков:

      1. Общие стандарты.

      2. Рабочие стандарты.

      3. Стандарты отчетности.

      4. Прочие стандарты.

      Общие стандарты аудита являются основополагающими в определении цели, образовательного стандарта, единых принципов ведения аудита в России:

      • письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита;
      • порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг;
      • права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов;
      • образование аудитора и др.

      Рабочие стандарты аудита устанавливают общие правила осуществления проверок и условия работы аудиторов:

      • планирование аудита;
      • аудиторская выборка;
      • аудиторские доказательства;
      • документирование аудита;
      • письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита;
      • первичный аудит начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности и др.

      Стандарты отчетности определяют единые требования к составлению и оформлению документов по результатам проверок с целью доступности информации пользователям:

      • порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности;
      • дата подписания аудиторского заключения и отражение в нем событий, произошедших после даты составления и представления бухгалтерской отчетности;
      • заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям и др.

      Прочие стандарты необходимы для проведения аудита, особенности которого в отдельных сферах деятельности отличны:

      • особенности аудита малых экономических субъектов;
      • аудит в условиях компьютерной обработки данных;
      • характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним и другое.

      Внутрифирменные стандарты аудита

      Под внутрифирменными стандартами аудиторской организации понимаются документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудита, принятые и утвержденные аудиторской организацией с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности требованиям правил (стандартов) аудиторской деятельности.

      Необходимость и порядок разработки внутрифирменных стандартов определен ФЗ «Об аудиторской деятельности» и ПСАД «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций».

      Согласно данным нормативных документов, аудиторская организация должна сформировать пакет внутренних стандартов, отражающий ее собственный подход к проводимым проверкам и составляемым заключениям, исходя из общеустановленных принципов организации и проведения аудита.

      При разработке внутренних стандартов аудиторские организации обязаны руководствоваться действующими законодательными и иными нормативными и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими аудиторскую деятельность, а также учитывать рекомендации профессиональных аудиторских объединений.

      Внутрифирменные стандарты не должны противоречить национальным стандартам и международным стандартам. В крупных аудиторских фирмах имеются специальные департаменты по методологии бухгалтерского учета и аудита, задача которых – разработка внутрифирменных методов предварительной экспертизы состояния дел клиента и заключения договоров, проведения аудиторской проверки в целом и отдельных счетов и операций клиента, подготовки аудиторского заключения и его оформления.

      Внутрифирменные стандарты являются индивидуальными, авторскими в каждой аудиторской фирме, их содержание – закрытая информация. Внутрифирменные стандарты – это набор внутрифирменных инструкций и руководств значительного объема, которые постоянно корректируются в целях совершенствования и по причине изменения среды их применения.

      Внутренние стандарты аудиторских организаций разрабатываются с учетом их актуальности и приоритетности и должны удовлетворять требованиям:

      • целесообразности – иметь практическую пользу;
      • преемственности и непротиворечивости – каждый последующий внутренний стандарт должен опираться на ранее принятые, обеспечивать согласованность и взаимосвязь с остальными стандартами;
      • логической стройности – обеспечивать четкость формулировок, целостность и ясность изложения;
      • полноты и детализации – полностью охватывать значимые вопросы данного стандарта, логически развивать и дополнять излагаемые принципы и положения;
      • единства терминологической базы – содержать одинаковую трактовку терминов во всех стандартах и документах.

      Требования внутренних стандартов аудиторских организаций должны регулировать осуществление аудиторской деятельности в соответствии с основными принципами аудита и общепринятыми этическими нормами.

      Внутрифирменные стандарты аудиторских организаций должны содержать конкретные рекомендации, позволяющие аудиторам на практике определить четкий порядок своих действий по выполнению требований правил (стандартов) и по повышению качества аудиторских проверок.

      Для выполнения контрольных функций в ходе практического осуществления аудита аудиторской организацией может быть создана служба контроля качества проведения аудита.

      Организация имеет право заключать со своими сотрудниками соглашение, обязывающее сотрудников не разглашать содержание внутренних стандартов и не использовать их вне деятельности данной аудиторской организации.

      Значение внутрифирменных стандартов заключается в том, что оно позволяет аудиторским организациям:

      • полнее соблюдать требования правил (стандартов) аудиторской деятельности;
      • сделать технологию и организацию проведения аудита более рациональной, уменьшить трудоемкость аудиторских работ по проверкам отдельных участков (с помощью рабочих таблиц и вопросников, других документов технического характера), обеспечить дополнительный контроль за работой ассистентов аудитора;
      • содействовать внедрению в аудиторскую практику научных достижений и новых технологий, укрепить общественный престиж профессии;
      • обеспечить высокое качество аудиторской работы и способствовать снижению аудиторского риска;
      • детализировать профессиональное поведение аудитора в соответствии с этическими нормами аудита.

      Внутренние стандарты формулируют единые базовые требования к порядку проведения аудита, к качеству и надежности аудита и создают при их соблюдении дополнительный уровень гарантии результатов аудиторской проверки. Наличие системы внутрифирменных стандартов и ее методологического сопровождения является необходимым показателем профессионализма деятельности аудиторской организации.

      Источник — Основы аудита : учебное пособие / Н. А. Богданова, М. А. Рябова. – Ульяновск : УлГТУ, 2009. – 229 с.

      Ссылка на основную публикацию
      Медицинская справка после лишения за пьянку
      Чтобы гражданин, лишенный водительского удостоверения по причине нарушения ПДД, вновь стал обладателем заветного документа и мог управлять транспортным средством, ему...
      Льготы по жкх матери одиночке
      Матери-одиночки — не редкое явление современного общества. Для того чтобы получать государственную помощь женщина, ребенок которой не имеет отца, должна...
      Льготы по оплате электроэнергии в московской области
      Если раньше скидки на оплату ЖКХ услуг оформляли немногие, то сегодня тенденция меняется. В кризисных условиях экономия на коммунальных платежах...
      Медицинская страховка для визы в испанию
      Подготовительный период перед поездкой в Испанию отнимает немало времени. Загранпаспорт, виза, билет… Что ещё? Медицинская страховка! Зачем она нужна, утомительно...
      Adblock detector