Является ли лошадь транспортным средством

Является ли лошадь транспортным средством

Для современного горожанина упряжка с лошадью – экзотика и романтика, которую не встретишь на улицах мегаполиса. А для сельских жителей гужевая повозка – актуальное и в двадцать первом веке средство передвижения.

Обычный транспорт или красивая традиция?

Рассуждая о том, является ли гужевая повозка транспортным средством, следует принять во внимание, что, несмотря на бурное развитие технологий, в некоторых районах земли именно такое транспортное средство остается основным способом передвижения и перевозок различного груза.

Конные упряжки – украшение романтических свадеб, развлечение для туристов, помощь фермерам. Собачьи и оленьи упряжки – традиционный способ передвижения для жителей Крайнего Севера, где техника дает сбои в условиях сорокаградусных морозов, а ездовые животные быстро и безопасно перевозят грузы и людей. Трудно сохранить работоспособность техники и в условиях невероятной жары, где надежно движутся в заданном направлении караваны повозок, запряженных мулами, верблюдами, слонами. По всему миру миллионы людей и тонны грузов ежегодно перевозят тем же способом, что и наши далекие предки, – в телеге.

В современном мире среди разнообразных средств передвижения не утратила актуальности гужевая повозка. Фото мегаполисов, где среди потока современных автомобилей движутся конные упряжки, – тому подтверждение. А в сельской местности такой способ передвижения может оказаться более удобным и доступным.

От саней до фаэтона

Интересно, что к гужевому транспорту относятся самые разнообразные виды повозок – телеги, фургоны, двуколки, кареты, фаэтоны, коляски и даже сани, а запряжены в них могут быть не только лошади, но и ослы, ишаки, ездовые собаки, верблюды и даже слоны. Поэтому, отвечая на вопрос о том, какое транспортное средство называется гужевой повозкой, наиболее точный ответ – это вид колесного безрельсового транспорта, приводимый в движение животными.

Причем этот вид транспорта, как и большинство других, может быть пассажирским, грузовым или специального назначения. Гужевые повозки следует отличать от вьючных, тут груз закреплен непосредственно на спине или боках ездовых животных.

Данный вид транспорта является экологически чистым, но не может состязаться с автомобильным, железнодорожным и воздушным по скорости, грузоподъемности и объему пассажироперевозок. Кроме того, тягловые животные могут испугаться резких звуков, заболеть, заупрямиться во время пути. То есть, без сомнения, гужевая повозка – транспортное средство, управление которым требует соблюдения правил безопасности.

Что общего у каюра и велосипедиста

Человека, который управляет упряжкой, называют в общем случае ездовым. В зависимости от упряжных животных это может быть кучер (управляет упряжкой копытных животных) или каюр («рулит» ездовыми собаками). Независимо от вида гужевого транспорта, передвигаясь по общественным магистралям, ездовой обязан сообщать другим участникам дорожного движения об изменениях темпа или направления езды: о поворотах, перестроении на другую полосу, замедлении, ускорении и остановке. Условные знаки можно подавать рукой или кнутом, по содержанию и смыслу они похожи на жесты, которые используют простые велосипедисты.

Все по правилам

Независимо от назначения использования, следование гужевого транспорта по дорогам требует строгого соблюдения правил. Например, как и другой медленно движущийся транспорт, повозки могут следовать по одной полосе, если только ее смены не требуют соответствующие знаки. При необходимости поворота на другую дорогу кучер обязан подать соответствующий знак перед сменой полосы движения. Сворачивая в ворота или боковой проезд, ему не требуется менять полосу движения, можно оставаться на прежней.

Читайте также:  Как правильно продать машину чтобы не обманули

Для передвижения в темное время суток и в условиях плохой видимости все виды гужевых повозок должны быть обязательно оснащены осветительными приборами. На торцевой стороне повозки должен быть закреплен светоотражающий элемент красного цвета. Там же рекомендовано прикрепить предупреждающий знак – красный треугольник, который будет хорошо заметен и в светлое время суток.

Право управлять повозкой надо доказать

В некоторых странах мира, например в Великобритании, управлять гужевым транспортом разрешено всем, даже детям. Это правило не менялось на протяжении последних столетий. Однако в российских условиях ответ на вопрос о том, нужны ли права на гужевую повозку, был переосмыслен совсем недавно.

В России любой вид транспорта, в том числе и гужевой, на законодательном уровне признан источником повышенной опасности. Следовательно, управление повозкой можно осуществлять только с четырнадцати лет. А с 2017 года правила стали еще более жесткими – для управления, например, конной упряжкой, требуется получить водительские права, а само транспортное средство теперь подлежит обязательной регистрации в ГИБДД.

Каждая повозка должна иметь собственный регистрационный знак, а разрешение на управление выдается сроком на 5 лет. Любопытно, что порядок получения прав на управление гужевым транспортом предполагает сдачу экзамена. Однако, как именно будет производиться обучение кучеров и выполняться проверка их мастерства, пока доподлинно неизвестно.

Необходимость получения прав на управление гужевым транспортом – дополнительное подтверждение как популярности этого средства передвижения, так и того, что даже конная упряжка является полноценным участником дорожного движения.

У лошадок тоже есть права

Новацией правил дорожного движения является отдельное внимание к соблюдению прав животных, которые будут использоваться при осуществлении гужевых перевозок:

  • Разрешено впрягать в повозку только животных, которые специально обучены этому и предназначены для такого вида использования.
  • Каждый владелец гужевого транспорта обязан соблюдать требования гуманного отношения к животным, и в случае их нарушения он может быть привлечен к административной и даже уголовной ответственности.
  • Нагрузка повозки должна соответствовать массе животных, которые обеспечивают ее передвижение.

И верхом, и шагом

Любопытно, что действующие в России правила дорожного движения устанавливают единые условия передвижения животных как запряженных в телеги и сани, так и вьючных и передвигающихся в стадах.

Всем видам транспорта с участием животных в городской черте разрешено передвигаться только в светлое время суток, причем занимать допускается только правую сторону.

Таким образом, все виды гужевых повозок являются полноценным транспортом, их передвижение и использование регулируются правилами дорожного движения, которые следует неукоснительно соблюдать всем, кто ими управляет.

Читайте также:  Гражданский брак имущественные права

Гужевая повозка – это сани, кабриолеты, повозки, катафалки, кареты, двуколки, детские коляски, тележки, фургоны, фаэтоны, движение которых обеспечивают тягловые животные – лошади, ослы, верблюды, ездовые собаки, слоны и т.д.

Такое транспортное средство можно использовать в качестве:

  • общественного (ранее – это были омнибусы);
  • дома на колесах;
  • частного транспорта;
  • грузового транспорта и т.д.

В городах сейчас это скорее вид развлечения, в деревнях гужевая повозка используется редко – автотранспорт намного удобнее, надежнее и менее проблематичен. Но на Крайнем Севере, в горах, иных труднопроходимых местностях в отсутствие дорог гужевой транспорт по-прежнему незаменим.

За и против

Преимущества подобного транспорта очевидны:

  • он экологически чист;
  • «отходы» являются натуральным удобрением, т.е. их можно использовать вторично;
  • душевный комфорт во время поездки.

Но недостатков более чем достаточно:

  • малая мощность;
  • низкая маневренность;
  • ограниченная скорость;
  • большие габариты;
  • проблемы со стоянкой – поиском места, парковкой и ожиданием хозяина в течение нескольких часов;
  • отсутствие комфорта – шум, тряска, слабая защита от атмосферных явлений (ветра, осадков, перемены температуры);
  • перемещение возможно только на небольшие расстояния;
  • обязательно наличие спецпомещения для содержания животного, повозки, кормов с учетом летнего и зимнего периода;
  • сравнительно небольшая грузоподъемность;
  • необходимо ежедневное и умелое обслуживание.

Совершенствование качественных показателей гужевой повозки

Несмотря на очевидные недостатки данного вида транспортного средства, его качественные характеристики можно усовершенствовать:

  • мощность и тягловая сила повозки повышается путем замены животного на более мощное (например, осла на буйвола), а также через увеличения численности впряженных животных. Но дополнительная «лошадиная сила» увеличивает расходы на содержание транспорта, потребуется еще одно оборудованное место для содержания;
  • для улучшения тягловых качеств животного его можно регулярно тренировать, постепенно, но регулярно увеличивая нагрузки;
  • легкий гужевой транспорт более динамичен и лучше откликается на управление, что достигается за счет снижения веса конструкции повозки, т.е. замены части ее деталей на более легкие, а также при рациональном подходе к уровню нагрузки.

Краткосрочное достижение высокой скорости возможно за счет древних методов стимулирования животного. Эффект может негативно сказаться за здоровье, т.е. будущей работоспособности, «движущей силы».

Увеличение дальности поездок возможно за счет создания сети особых станций (ранее это были почтовые станции), где можно было бы переменить усталых животных на отдохнувших.

Для повышения комфортабельности повозок стоит:

  • на повозке смонтировать стенки, крышу, а также окна и двери, что поможет защититься от атмосферных явлений;
  • соответствующая обивка корпуса способствует снижению шумовой нагрузки;
  • вибрация гасится путем использования покрышек с высоким профилем.

Обслуживание

Обслуживание является наиболее значимой проблемой гужевого транспорта, т.к. животное следует:

  • содержать в стойле, которое регулярно очищают от навоза;
  • несколько раз в день обеспечивать едой и питьем;
  • периодически мыть;
  • проводить плановую вакцинацию, периодически лечить;
  • содержать в тепле в зимний период.

Гужевой транспорт на дорогах

О степени популярности гужевого транспорта в России свидетельствует тот факт, что с 2017 г. ужесточаются ПДД в отношении гужевых повозок. С 1 января будущего года для управления ими нужны будут права, а само средство передвижения придется регистрировать в ГИБДД. На каждую повозку выдадут регистрационный знак. Разрешение на управление подобным транспортом будет действовать не менее 5 лет. Для получения необходимого документа придется сдать экзамен, но кто будет обучать вождению, по какой программе, как проверять мастерство кучеров, пока не известно.

Читайте также:  418 Фз от 28 12 2017 разъяснения

Пристальное внимание к таким экипажам объясняется тем, что их используют не только в сельской местности – они популярны и в городах. Нарядные лошадки, запряженные в элегантные коляски, катают туристов и свадебные процессии, а правила их перемещения в черте города прописаны не достаточно четко. Сегодня гужевой транспорт имеет право перемещаться по дорогам общего пользования по правой стороне в светлое время суток.

В дополнениях к ПДД отдельно пропишут и условия, направленные на соблюдение прав животных:

  • впрягать в повозку можно будет только тех животных, которые предназначены для этого;
  • запрещено нарушать нормы гуманного отношения к животным.

Эксплуатация выведенных в ходе селекции верховых, верховоупряжных и тяжеловозных пород лошадей для нужд человека в качестве транспорта не является нарушением – МСХ.

На сайте dialog.egov.kz министру сельского хозяйства РК был задан вопрос: может ли человек использовать лошадь в качестве транспортного средства и бить ее камчой, передает Zakon.kz.

Фото: ©vlaaitje / pixabay.com

“В аулах и селах нашего Казахстана люди разводят лошадей. И те лошади, которые асау (дикие), подвергаются обучению. Но лошадь – это же животное. Является ли битье камчой, и заставлять лошадь возить человека жестоким обращением с животными? Обязана ли возить человека лошадь? Является ли лошадь по законодательству Казахстана транспортным средством?” – спросил казахстанец.

На что директор Департамента производства и переработки животноводческой продукции Е. Ахметов ответил, что “в соответствии с пунктом 1 статьи 316 Уголовного кодекса РК, повлекшее гибель или увечье животного, если это деяние совершено из хулиганских побуждений или с применением садистских методов либо в присутствии малолетних, считается жестоким обращением с животными”.

Таким образом, применение камчи для подгона животного, если это не повлекло гибели или увечья животного и если это деяние не совершено из хулиганских побуждений или с применением садистских методов, либо в присутствии малолетних, не является жестоким обращением с животными.

Также он отметил, что согласно приказу министра сельского хозяйства РК от 25.07.2017 года “Об утверждении Перечня пород животных, подлежащих субсидированию в приоритетном порядке, в целях обеспечения доступности племенной продукции (материала) для отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей” в коневодстве предусматривается 5 направлений продуктивности, это – продуктивные, верховые, верховоупряжные, рысистые и тяжеловозные.

“В этой связи считаем, что эксплуатация выведенных в ходе селекции верховых, верховоупряжных и тяжеловозных пород лошадей для нужд человека в качестве транспорта не является нарушением”, – заключили в министерстве.

Ссылка на основную публикацию
Что нужно для замены просроченных водительских прав
Любое водительское удостоверение имеет срок действия. Каждый водитель должен менять свои документы раз в 10 лет. Если вы получили права...
Фотография рабочего дня юриста
Для целей планирования количества штатных единиц, а также изучения степени занятости и производительности труда определенных работников, используется фотография времени работы...
Фотография на китайскую визу
Требования с 01.01.2017 Необходимо предоставить одну свежую фотографию заявителя. Фотография должна быть ЦВЕТНОЙ на БЕЛОМ ФОНЕ , без уголков и...
Что нужно для одобрения ипотеки в сбербанке
Ипотечный кредит от банка Открытие со ставкой от 9,3% → Наши читатели часто спрашивают, как сделать так, чтобы одобрили выбранную...
Adblock detector