В статье раскрываются формы и методы организации досуга детей в лагере.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_form_i_metodov_raboty_v_lagere.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание форм и методов работы с детьми в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей.
Лето — это пора отдыха и приключений, общения и впечатлений. И где же, как не в лагере набраться тех самых ярких впечатлений, найти те самые приключения и как следует отдохнуть. Лагерь для детей – это возможность не только активно отдохнуть и весело провести время, но и возможность выразить себя, проявить свои лучшие качества, открыть в себе новые таланты и развивать уже имеющиеся. Для открытия в детях новых способностей, развития положительных качеств личности и сплочения детей в отрядах использовались разнообразные формы и методы работы с детьми.
В оздоровительном лагере «Летний островок» была реализована программа деятельности оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Зелёная планета» (Приложение 1).
Основная идея смены — «путешествие» по природному, водному и животному миру Сызранского района, которая реализовывалась по средствам применения разнообразных форм и методов работы.
В основе общелагерных мероприятий лежат коллективные и массовые формы работы, направленные на оздоровление детей, воспитание экологической культуры и развитие разносторонних увлечений и интересов детей.
Одна из наиболее используемых форм работы – игра. В ней формируется и проявляется потребность ребёнка воздействовать на мир. Коллективные игры сплачивают детей, способствуют формированию товарищеских отношений. Игры носят воспитывающий характер, направлены на развитие способностей и активность детей. В план-сетке общелагерных мероприятий отражены используемые виды игры: игра по станциям, туристская игра, интеллектуальная игра, военно-спортивная игра, спортивная игра.
В работе использовалась такая форма, как соревнование и конкурс (Приложение 2). Соревнования и конкурсы помогают детям становиться коллективом, способствуют развитию чувства командного духа, сопереживания и взаимопомощи, а так же способствуют включению одного коллектива в отношения с другими коллективами.
Так же одна из наиболее используемых форм работы с детьми – поручение . Чаще всего использовались групповые и коллективные поручения, постоянные и временные. Поручения способствуют формированию общественной активности и при его выполнении ребёнок учиться включаться в общественные отношения.
Одним из наиболее частых в применении был метод стимулирования деятельности – поощрение . Использовался как способ выражения положительной оценки деятельности коллектива. Виды поощрения: изменение обязанностей (в органах самоуправления), изменения в правах, оценка (вручение грамот, призов, благодарностей).
Так же применялся метод постановки перспектив (близкая и средняя). Дети постепенно осознают её и стремятся к её достижению.
Так же в работе применялись коллективно-творческие дела , в основе которых лежит идея содружества и коллективного творчества, и воспитательные дела. К ним можно отнести экологические дела, трудовые, физкультурные, социальные и эстетические.
При проведении культурно-массовых мероприятий применялись инновационные технологии : работа с компьютером, развивающие видеоигры, постановка проблемных ситуаций, разработка и защита проектов, фото и видеорепортажи, создание презентаций (Приложение 3).
Работа организатора, вожатых и отрядов отражена в средствах массовой информации (Приложение 4).
В конце каждого дня дети отмечают своё состояние на «плакате настроения». Каждый ребёнок, уходя из лагеря», прикрепляет на плакат кружочек определённого цвета, который обозначает настроение и эмоциональное состояние ребёнка. Таким образом, можно получить наглядную картину эмоционального состояния всех детей в лагере и динамику этого настроения.
В течение лагерной смены все шесть отрядов ежедневно высаживали по одному цветку в свою отрядную клумбу, таким образом, у ребят формировалось эстетическое отношение к окружающей среде и труду. В конце лагерной смены ребята презентовали свою работу по сохранению окружающей среды. Пусть это не лес и не роща, а всего лишь пара цветущих клумб, но зато каждый ребенок будет знать, что он внес свой вклад в сохранение живой природы.
В организации культурно-массовых мероприятий в летнем оздоровительном лагере помощь оказывали органы самоуправления. В первый день лагерной смены путем тайного голосования выбирался главный советник и четыре человека от каждого отряда в органы самоуправления, которые делятся на четыре группы с соответствующими поручениями: отдел спорта и оздоровления, отдел туризма, отдел оформления и отдел досуга (Приложение 5). Функции главного советника в лагере заключались в следующем: организовать жизнь групп, участие ребят в делах лагеря; организовать группы на подготовку и проведение общелагерных дел; осуществлять контроль за выполнением правил внутреннего распорядка; контролировать работу всех ответственных групп. Функции ответственных отделов: отдел туризма, спорта и оздоровления отвечает за подготовку к туристским мероприятиям, спортивным делам, комплектует команды для участия в соревнованиях, играх. Отдел оформления: отвечает за оформление объявлений, плакатов, текущих дел; ведет информационное обслуживание. Отдел досуга: ведет подготовку к мероприятиям: конкурсам, викторинам, соревнованиям; подчиняется главному советнику. Таким образом, в летнем оздоровительном лагере существует хорошая и чёткая организация детей, соблюдаются законы жизни лагеря благодаря работе органов самоуправления
Помощь в организации досуга детей оказывали объединения, которые способствовали развитию способностей и интересов детей, их самовыражению. В течение всей лагерной смены работали следующие объединения: Спортивное направление: кружок общей физической подготовки, «Пионербол», « Футбол»; художественно – эстетическое направление: «мир из бумаги», «Оригами», «Вышивка лентами», «Сундучок идей», «Фото+» и другие; Экологической направленности: «Юные знатоки природы», «Волгорята»; Туристской направленности: «Юный туристёнок», «Шторм» и другие.
При работе с детьми так же рассматривалось взаимодействие детей и педагогов с родителями. Был составлен пан работы с родителями, согласно которому проводилось родительское собрание, анкетирование родителей, индивидуальные беседы, а так же спортивные состязания между командами детей и родителей «Папа, мама, я – спортивная семья» (Приложение 6), конкурс стенгазет «Моя семья» и закрытии лагерной смены. Родители принимали активное участие в жизни лагеря.
По итогам лагерной смены педагог-психолог провел анкетирование детей, которое показало, что дети очень довольны проведенным временем в детском оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей «Летний островок», среди проведенных мероприятий им больше всего запомнились «Зарница» (Приложение 7), конкурс юных велосипедистов «Большие гонки» (Приложение 2) и познавательная программа «Зеркало природы» (Приложение 8).
Успешность детей в различных мероприятиях повысила их социальную и творческую активность, активизировала их лидерские и организаторские качества, а так же способствовала развитию творческих способностей, детской самодеятельности и чувства коллективизма.
Формы работы – это целостная педагогическая акция, представляющая собой совокупность организаторских приемов и педагогических средств, обеспечивающих внешнее выражение конкретного педагогического процесса
Атака – акция, имеющая целью быстрое исправление недостатков, выполнение определенного задания силами всего отряда. Обычно используют трудовые атаки, которые проходят в очень сжатое время (до 1-2 часов).
Вечер – действие комплексного характера, проводимое в вечернее время суток. Обычно вечер включает в себя другие варианты форм работы, например, конкурсы. В практике наиболее часто используются тематические вечера («вечер бардовской песни», «вечер разгаданных и неразгаданных тайн» и пр.).
Викторина – один из вариантов интеллектуального турнира. Суть ее известна: участникам предлагаются вопросы, на которые необходимо найти правильные ответы. Викторина может быть очной, когда все действия от до поиска ответа происходят сразу. Но может быть и заочной. В этом случае вопросы предлагаются, к примеру, утром, а отрветы (обычно в письменном виде) получаются организаторами вечером.
Викторина имеет золотое правило: «Каков вопрос – таков ответ!» Поэтому помните о корректности вопроса и его формулировки.
Десант – трудовая акция, проводимая для помощи другим людям в важном деле. В десанте участвуют добровольцы (обычно часть отряда) и проводится он:
— по просьбе тех, кто нуждается в помощи;
— по заданию руководящих органов отряда или лагеря;
— по собственному почину.
Десант обычно проходит с выходом (выездом) на объект работы и длится от нескольких часов до 2-3 дней.
Диспут – форма работы с целью публичного обсуждения актуальных вопросов или важной проблемы. В ходе диспута происходит демонстративное столкновение мнений. Проблема диспута должна быть полемичной. Диспут предполагает предварительное объявление основных вопросов, выносимых на обсуждение. Обычно это вопросы морально-этического и эстетического характера. Чтобы диспут не перешел в обыкновенную перепалку, крайне важно сосредоточить внимание участников на культуре спора.
Защита проекта – акция, во время которой дети делятся на группы и выполняют задания по подготовке и последующей защите проекта, воплощающего представление группы о чем-либо. Общая структура данной формы такова:
— выбор общей темы;
— формирование проектных групп;
— подготовка к защите (выбор способа представления проекта, изготовление иллюстраций, подготовка выступления);
— защита (сообщение проектных групп, обсуждение);
— оценка проектов, подведение итогов.
Конкурс – это состязание в каком-либо виде деятельности, имеющее целью выделить наилучших участников, лучшие работы и т.п. Обычно конкурсами не называют состязание в спорте и интеллекте.
Организация конкурса (или конкурсной программы – объединение нескольких конкурсов с общей темой) предполагает:
— разработку условий и критериев конкурса;
— формулировку конкурсных заданий;
— яркое интересное название.
Костер – ритуальная форма работы в лагере, которая представляет собой определенную содержательную программу, проводимую у вечернего огня. Костры бывают торжественными (праздничными) и рядовыми. К первым относятся костры, посвященные открытию и закрытию смены, каким-то торжественным событиям в жизни страны, региона, лагеря, отряда.
К другой группе относятся костры-огоньки, костры-представления, гостевые костры.
Костер-огонек – форма свободного общения, возможность осмысления каких-либо вопросов, подведение итогов дня, разговор о планах на предстоящее.
Костер-представление имеет разнообразную содержательную программу. Конкурсы, песни, сценки, шутки – здесь все возможно. На таком костре могут быть и гости-зрители.
На гостевой костер приглашаются, как это понятно из названия, гости. Этот костер – форма разговора, беседы. На таком костре возможны творческие подарки для гостей.
Надо помнить, что при проведении костра особое внимание обращают на ритуал зажжения и на правила безопасности.
Линейка – одна из организационных форм работы в лагере, предполагающая построение участников смены и сообщение им важной информации. Линейка – это ритуальное представление. Линейки бывают торжественными (открытие и закрытие смены и пр.) и рабочими (утренняя линейка с информацией о плане на день). При проведении линейки может быть использована лагерно-отрядная атрибутика (вынос флага, сдача рапорта, специальный звуковой сигнал и т.д.). Продолжительность
линейки не должна превышать 15 мин.
Музчас (музыкальный час) – форма художественного направления, представляющая собой песенно-игровое занятие. Содержание: разучивание новых и исполнение уже знакомых песен, проведение музыкальных игр и конкурсов. Продолжительность в среднем от 40 мин. До 1,5 часа (все зависит от индивидуальных особенностей группы).
Огонек – это специфическая форма общения детей и взрослых, представляющая собой коллективное обсуждение отрядом и педагогами прожитого дня, анализ проведенных акций и складывающихся в отряде взаимоотношений. Огонек — это камерное общение, сугубо отрядная форма работы. Выделяют:
— огонек – анализ дня;
(Подробнее методическое описание огоньков представлено в журнале «Народное образование» –1999 г., №5).
Поход – комплексная акция, включающая в себя небольшое путешествие, экскурсию, лагерь-бивак. В лагере обычно проводят однодневные походы и двухдневные (с ночевкой). Наиболее часто встречаются пешие походы, но могут быть вело — и водные походы. Перед походом, независимо от его разновидности, необходимо:
— определить цель, наметить маршрут, обдумать возможные сложности, оформить необходимые документы;
— провести проверку физической готовности детей, их турнавыков.
В поход с группой более 20 человек идут не менее 2 взрослых, желательно присутствие и медработника.
Разведка – форма получения детьми информации об окружающем мире. Используется обычно как этап планирования жизнедеятельности отряда, как поиск интересных дел.
Сбор – общее собрание всех членов отряда, всех ребят лагеря для обсуждения совместно с педагогами важнейших вопросов жизнедеятельности на смене. В некоторых лагерях и отрядах это высший орган самоуправления.
Варианты проведения сбора:
1. Сбор-рождение отряда. Оформление «лица» отряда: содержание деятельности, название, атрибутика, руководящие органы и т.п.
2. Сбор-старт. Перспективное планирование на определенный срок или разработка плана предстоящей акции.
3. Экстренный сбор. Сбор-ЧП, обсуждение события, требующего принятия немедленного решения.
4. Праздничный (торжественный) сбор. Общее собрание, посвященное какому-то знаменательному событию.
Спортчас (спортивный час) – форма организации физкультурно-оздоровительной работы. Проводить спортчас может и физрук, и сам педагог (все зависит от содержания деятельности). На спортчасе можно разучивать и проводить спортивные командные игры и их вариации (волейбол, пионербол, футбол, снайпер и пр.), а также различные подвижные игры и состязания. Главное, чтобы было безопасно, полезно и весело.
Турнир – состязание в определенном виде деятельности, проводящееся, как правило, по круговой системе, когда все участники имеют между собой личную встречу с целью выявить лучшего, победителя. Данная форма используется и в спорте, и в интеллектуальных соревнованиях, значительно реже – в художественно-прикладном направлении детского творчества (футбольный, шахматный турниры, турнир эрудитов, «Рыцарский турнир»). Присутствие в названии проводимого творческого соперничества термина «турнир» нацеливает организаторов именно на круговую форму состязания. Здесь возможны несколько вариантов:
1. Соперники разбиваются на пары, и победители выходят в следующий тур, где опять проходят парные встречи до выявления одного победителя.
2. Соперники встречаются друг с другом по кругу. Победителем окажется тот, кто в личных встречах одержал больше побед.
Турниры, как и конкурсы, могут быть индивидуально-личными и командными. Для турнира, также как и для конкурса, важно яркое, интригующее название.
Тренинг – форма практической психологии, ориентированной на использование активных методов групповой психологической работы. Базовые методы тренинга –групповая дискуссия и ролевая игра в различных модификациях и сочетаниях. Численность группы обычно от 7 до 15 человек. Наиболее известны тренинг поведенческий, тренинг чувствительности, тренинг ролевой, видеотренинг и прочее.
Фестиваль – массовое празднество, предполагающее смотр лучших работ, достижений в каком-то виде деятельности. Это комплексная акция, состоящая из разнообразных элементов – от выставок и конкурсов до вечеров и парадов (фестиваль друзей, театральный фестиваль, фестиваль
Экскурсия – групповое посещение достопримечательного места с образовательной целью (экскурсия по лагерю «кругосветка», экскурсия в музей, на предприятие и пр.).
Эстафета – форма организации соревнования в различных видах деятельности. Суть эстафеты в поочередном преодолении участниками одной группы определенных этапов, препятствий игрового маршрута («эстафетную палочку»).
Ярмарка – развернутое на определенной площадке совместное развлечение (гуляние) детей и взрослых, предполагающее вовлечение участников в различные аттракционы. Алгоритм проведения:
— общий сбор, начало-зачин (от линейки до карнавала);
— свободное движение участников по ярмарочной площадке;
— свободный выбор аттракционов и участие в них;
Чем разнообразнее формы деятельности ребенка, тем большее количество социальных ролей он получает для социального творчества и тем он разностороннее развивается.
![]() Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Некрасовская средняя общеобразовательная школа лагеря с дневной формой пребывания детей «Юннат – 2016» «ПРОФИ – СМЕНА» ул. Строителей, д.7 МБОУ Некрасовской СОШ, Симонова Елена Александровна Паспорт программы оздоровительного лагеря «Юннат» ……………….……. …. 3 Обоснование актуальности работы летнего оздоровительного лагеря труда и отдыха «Юннат – 2016» в контексте профориентационной направленности «ПРОФИ – смена» ……………. …. ….…. 4 Механизм реализации Программы оздоровительного лагеря………. …………………………………………. 6 Режим дня летнего оздоровительного лагеря «Юннат»..…. 7 Социальный паспорт лагеря …………………………. ……………………….……. 7 Принципы реализации Программы лагеря ………………………. ………….….…10 Содержание работы летнего оздоровительного лагеря «Юннат» ………. …..…..10 Предполагаемые результаты …………………………………. …………………….18 Критерии результативности и методы диагностики . ……………….…. «ОТДЫХ– ПРОФЕССИИ – УСПЕХ! МЫ ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ!» летнего оздоровительного лагеря труда и отдыха детей Основные разработчики Программы Симонова Елена Александровна – учитель физики Меньшикова Юлия Викторовна – зам. директор по ВР Главная цель Программы Содействовать созданию организационно-педагогических условий для оздоровления детей среднего школьного возраста, создание воспитательного пространства, оптимизирующего развитие здорового ребенка, как результат интеграции педагогических, оздоровительных и управленческих технологий, направленных на формирование духовно-богатой, здоровой, социально-активной личности. Тематическая цель Программы Содействовать формированию у школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества путем раннего профориентирования. Кадровое обеспечение Программы ответственный лагеря, воспитатели (педагоги школы), мед. работники школы. Сроки реализации Программы март — июнь 2016 года МБОУ Некрасовская СОШ Источники финансирования Программы Областной бюджет, местный бюджет Общее число участников обучающиеся 5 – 8 классов |
5) развитие самостоятельности, самоуправленческих умений воспитанников. ![]() Модель организационного взаимодействия по реализации работы лагеря труда и отдыха «Юннат – 2016» Районный дом культуры Центральная районная библиотека Молодежный центр «Импульс» Администрация социальной поддержки населения и труда Администрации Некрасовского МР Конная школа «Эквитера» Районный краеведческий музей Заместитель директора по ВР Воспитатели, психолог, физрук Содержание работы летнего оздоровительного лагеря с дневной формой пребывания детей «Юннат» Вся деятельность участников лагеря направлена на создание максимально благоприятных и комфортных условий пребывания детей, их ценностно-смыслового отношения к здоровью, привитие чувства красоты, экологического, патриотического, трудового воспитания и направлена на всестороннее развитие личности детей. 18 дней пребывания детей в лагере «Юннат» погружают их в сюжеты пролонгированной ролевой игры. Сюжетно-ролевая игра будет осуществляться по формуле ПРИМЕРКА ИНТЕРЕСНЫХ ПРОФЕССИЙ + ОТЛИЧНЫЙ ОТДЫХ! Профессии – это бесконечно интересная детям тема и огромный источник игр, в которые, скорее всего, они будут играть даже без всяких подсказок от взрослых. А в последнее время, когда в Ярославле появился такой прекрасный проект, как «КидБург, профессии стали еще и очень модной детской историей в глазах родителей. Каждый день – это сюжет одной ИГРЫ, в которой её участники становятся ПРОФЕССИОНАЛАМИ в разнообразных профессиях и получают звание «ПРОФИ». Дети играют, присваивая себе роли врача, продавцов, поваров и др. Положительное влияние на дальнейшее самоопределение имеют знания о труде взрослых и первоначальные трудовые пробы – выполнение несложных действий по уходу за растениями, изготовление несложных изделий, поделок и т.д. Осознание ребенком своих способностей и возможностей на базе полученного опыта игровой и трудовой деятельности приводит к формированию представлений о желаемой профессии. Такая деятельность способствует развитию воображения детей как воссоздающего, так и продуктивного (творческого) характера. На основе этой способности происходит обогащение представления о содержании различных видов труда, формируется умение понимать условность отдельных событий, воображать себя в определенной профессии. У ребенка появляются профессионально окрашенные фантазии, которые окажут в будущем большое влияние на профессиональное самоопределение личности. В процессе всей смены каждый участник лагеря получает жетоны – «ПРОФИ», что означает «примерку» им различных профессий. А также в ходе тематических дней ребята определят: «Самые востребованные профессии будущего» «Профессии сельской местности» «Профессии с риском» и т.д. «ПРОФИ-смена» предоставляет возможность ребенку осознать свои склонности к будущей профессии и поверить в свои силы и способности. Формат игры делает получение новых знаний и навыков для ребенка увлекательным и захватывающим, ведь в процессе игры можно самому проследить связь между получением знаний, их применением и достигнутым результатом. «> |