Формы работы в лагере дневного пребывания

Формы работы в лагере дневного пребывания

В статье раскрываются формы и методы организации досуга детей в лагере.

Скачать:

Вложение Размер
opisanie_form_i_metodov_raboty_v_lagere.doc 43 КБ

Предварительный просмотр:

Описание форм и методов работы с детьми в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей.

Лето — это пора отдыха и приключений, общения и впечатлений. И где же, как не в лагере набраться тех самых ярких впечатлений, найти те самые приключения и как следует отдохнуть. Лагерь для детей – это возможность не только активно отдохнуть и весело провести время, но и возможность выразить себя, проявить свои лучшие качества, открыть в себе новые таланты и развивать уже имеющиеся. Для открытия в детях новых способностей, развития положительных качеств личности и сплочения детей в отрядах использовались разнообразные формы и методы работы с детьми.

В оздоровительном лагере «Летний островок» была реализована программа деятельности оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Зелёная планета» (Приложение 1).

Основная идея смены — «путешествие» по природному, водному и животному миру Сызранского района, которая реализовывалась по средствам применения разнообразных форм и методов работы.

В основе общелагерных мероприятий лежат коллективные и массовые формы работы, направленные на оздоровление детей, воспитание экологической культуры и развитие разносторонних увлечений и интересов детей.

Одна из наиболее используемых форм работы – игра. В ней формируется и проявляется потребность ребёнка воздействовать на мир. Коллективные игры сплачивают детей, способствуют формированию товарищеских отношений. Игры носят воспитывающий характер, направлены на развитие способностей и активность детей. В план-сетке общелагерных мероприятий отражены используемые виды игры: игра по станциям, туристская игра, интеллектуальная игра, военно-спортивная игра, спортивная игра.

В работе использовалась такая форма, как соревнование и конкурс (Приложение 2). Соревнования и конкурсы помогают детям становиться коллективом, способствуют развитию чувства командного духа, сопереживания и взаимопомощи, а так же способствуют включению одного коллектива в отношения с другими коллективами.

Так же одна из наиболее используемых форм работы с детьми – поручение . Чаще всего использовались групповые и коллективные поручения, постоянные и временные. Поручения способствуют формированию общественной активности и при его выполнении ребёнок учиться включаться в общественные отношения.

Одним из наиболее частых в применении был метод стимулирования деятельности – поощрение . Использовался как способ выражения положительной оценки деятельности коллектива. Виды поощрения: изменение обязанностей (в органах самоуправления), изменения в правах, оценка (вручение грамот, призов, благодарностей).

Так же применялся метод постановки перспектив (близкая и средняя). Дети постепенно осознают её и стремятся к её достижению.

Так же в работе применялись коллективно-творческие дела , в основе которых лежит идея содружества и коллективного творчества, и воспитательные дела. К ним можно отнести экологические дела, трудовые, физкультурные, социальные и эстетические.

При проведении культурно-массовых мероприятий применялись инновационные технологии : работа с компьютером, развивающие видеоигры, постановка проблемных ситуаций, разработка и защита проектов, фото и видеорепортажи, создание презентаций (Приложение 3).

Работа организатора, вожатых и отрядов отражена в средствах массовой информации (Приложение 4).

В конце каждого дня дети отмечают своё состояние на «плакате настроения». Каждый ребёнок, уходя из лагеря», прикрепляет на плакат кружочек определённого цвета, который обозначает настроение и эмоциональное состояние ребёнка. Таким образом, можно получить наглядную картину эмоционального состояния всех детей в лагере и динамику этого настроения.

В течение лагерной смены все шесть отрядов ежедневно высаживали по одному цветку в свою отрядную клумбу, таким образом, у ребят формировалось эстетическое отношение к окружающей среде и труду. В конце лагерной смены ребята презентовали свою работу по сохранению окружающей среды. Пусть это не лес и не роща, а всего лишь пара цветущих клумб, но зато каждый ребенок будет знать, что он внес свой вклад в сохранение живой природы.

В организации культурно-массовых мероприятий в летнем оздоровительном лагере помощь оказывали органы самоуправления. В первый день лагерной смены путем тайного голосования выбирался главный советник и четыре человека от каждого отряда в органы самоуправления, которые делятся на четыре группы с соответствующими поручениями: отдел спорта и оздоровления, отдел туризма, отдел оформления и отдел досуга (Приложение 5). Функции главного советника в лагере заключались в следующем: организовать жизнь групп, участие ребят в делах лагеря; организовать группы на подготовку и проведение общелагерных дел; осуществлять контроль за выполнением правил внутреннего распорядка; контролировать работу всех ответственных групп. Функции ответственных отделов: отдел туризма, спорта и оздоровления отвечает за подготовку к туристским мероприятиям, спортивным делам, комплектует команды для участия в соревнованиях, играх. Отдел оформления: отвечает за оформление объявлений, плакатов, текущих дел; ведет информационное обслуживание. Отдел досуга: ведет подготовку к мероприятиям: конкурсам, викторинам, соревнованиям; подчиняется главному советнику. Таким образом, в летнем оздоровительном лагере существует хорошая и чёткая организация детей, соблюдаются законы жизни лагеря благодаря работе органов самоуправления

Помощь в организации досуга детей оказывали объединения, которые способствовали развитию способностей и интересов детей, их самовыражению. В течение всей лагерной смены работали следующие объединения: Спортивное направление: кружок общей физической подготовки, «Пионербол», « Футбол»; художественно – эстетическое направление: «мир из бумаги», «Оригами», «Вышивка лентами», «Сундучок идей», «Фото+» и другие; Экологической направленности: «Юные знатоки природы», «Волгорята»; Туристской направленности: «Юный туристёнок», «Шторм» и другие.

При работе с детьми так же рассматривалось взаимодействие детей и педагогов с родителями. Был составлен пан работы с родителями, согласно которому проводилось родительское собрание, анкетирование родителей, индивидуальные беседы, а так же спортивные состязания между командами детей и родителей «Папа, мама, я – спортивная семья» (Приложение 6), конкурс стенгазет «Моя семья» и закрытии лагерной смены. Родители принимали активное участие в жизни лагеря.

По итогам лагерной смены педагог-психолог провел анкетирование детей, которое показало, что дети очень довольны проведенным временем в детском оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей «Летний островок», среди проведенных мероприятий им больше всего запомнились «Зарница» (Приложение 7), конкурс юных велосипедистов «Большие гонки» (Приложение 2) и познавательная программа «Зеркало природы» (Приложение 8).

Успешность детей в различных мероприятиях повысила их социальную и творческую активность, активизировала их лидерские и организаторские качества, а так же способствовала развитию творческих способностей, детской самодеятельности и чувства коллективизма.

Формы работы – это целостная педагогическая акция, представляющая собой совокупность организаторских приемов и педагогических средств, обеспечивающих внешнее выражение конкретного педагогического процесса

Атака – акция, имеющая целью быстрое исправление недостатков, выполнение определенного задания силами всего отряда. Обычно используют трудовые атаки, которые проходят в очень сжатое время (до 1-2 часов).

Вечер – действие комплексного характера, проводимое в вечернее время суток. Обычно вечер включает в себя другие варианты форм работы, например, конкурсы. В практике наиболее часто используются тематические вечера («вечер бардовской песни», «вечер разгаданных и неразгаданных тайн» и пр.).

Викторина – один из вариантов интеллектуального турнира. Суть ее известна: участникам предлагаются вопросы, на которые необходимо найти правильные ответы. Викторина может быть очной, когда все действия от до поиска ответа происходят сразу. Но может быть и заочной. В этом случае вопросы предлагаются, к примеру, утром, а отрветы (обычно в письменном виде) получаются организаторами вечером.

Читайте также:  Закон о захоронении в московской области

Викторина имеет золотое правило: «Каков вопрос – таков ответ!» Поэтому помните о корректности вопроса и его формулировки.

Десант – трудовая акция, проводимая для помощи другим людям в важном деле. В десанте участвуют добровольцы (обычно часть отряда) и проводится он:

— по просьбе тех, кто нуждается в помощи;

— по заданию руководящих органов отряда или лагеря;

— по собственному почину.

Десант обычно проходит с выходом (выездом) на объект работы и длится от нескольких часов до 2-3 дней.

Диспут – форма работы с целью публичного обсуждения актуальных вопросов или важной проблемы. В ходе диспута происходит демонстративное столкновение мнений. Проблема диспута должна быть полемичной. Диспут предполагает предварительное объявление основных вопросов, выносимых на обсуждение. Обычно это вопросы морально-этического и эстетического характера. Чтобы диспут не перешел в обыкновенную перепалку, крайне важно сосредоточить внимание участников на культуре спора.

Защита проекта – акция, во время которой дети делятся на группы и выполняют задания по подготовке и последующей защите проекта, воплощающего представление группы о чем-либо. Общая структура данной формы такова:

— выбор общей темы;

— формирование проектных групп;

— подготовка к защите (выбор способа представления проекта, изготовление иллюстраций, подготовка выступления);

— защита (сообщение проектных групп, обсуждение);

— оценка проектов, подведение итогов.

Конкурс – это состязание в каком-либо виде деятельности, имеющее целью выделить наилучших участников, лучшие работы и т.п. Обычно конкурсами не называют состязание в спорте и интеллекте.

Организация конкурса (или конкурсной программы – объединение нескольких конкурсов с общей темой) предполагает:

— разработку условий и критериев конкурса;

— формулировку конкурсных заданий;

— яркое интересное название.

Костер – ритуальная форма работы в лагере, которая представляет собой определенную содержательную программу, проводимую у вечернего огня. Костры бывают торжественными (праздничными) и рядовыми. К первым относятся костры, посвященные открытию и закрытию смены, каким-то торжественным событиям в жизни страны, региона, лагеря, отряда.

К другой группе относятся костры-огоньки, костры-представления, гостевые костры.

Костер-огонек – форма свободного общения, возможность осмысления каких-либо вопросов, подведение итогов дня, разговор о планах на предстоящее.

Костер-представление имеет разнообразную содержательную программу. Конкурсы, песни, сценки, шутки – здесь все возможно. На таком костре могут быть и гости-зрители.

На гостевой костер приглашаются, как это понятно из названия, гости. Этот костер – форма разговора, беседы. На таком костре возможны творческие подарки для гостей.

Надо помнить, что при проведении костра особое внимание обращают на ритуал зажжения и на правила безопасности.

Линейка – одна из организационных форм работы в лагере, предполагающая построение участников смены и сообщение им важной информации. Линейка – это ритуальное представление. Линейки бывают торжественными (открытие и закрытие смены и пр.) и рабочими (утренняя линейка с информацией о плане на день). При проведении линейки может быть использована лагерно-отрядная атрибутика (вынос флага, сдача рапорта, специальный звуковой сигнал и т.д.). Продолжительность

линейки не должна превышать 15 мин.

Музчас (музыкальный час) – форма художественного направления, представляющая собой песенно-игровое занятие. Содержание: разучивание новых и исполнение уже знакомых песен, проведение музыкальных игр и конкурсов. Продолжительность в среднем от 40 мин. До 1,5 часа (все зависит от индивидуальных особенностей группы).

Огонек – это специфическая форма общения детей и взрослых, представляющая собой коллективное обсуждение отрядом и педагогами прожитого дня, анализ проведенных акций и складывающихся в отряде взаимоотношений. Огонек — это камерное общение, сугубо отрядная форма работы. Выделяют:

— огонек – анализ дня;

(Подробнее методическое описание огоньков представлено в журнале «Народное образование» –1999 г., №5).

Поход – комплексная акция, включающая в себя небольшое путешествие, экскурсию, лагерь-бивак. В лагере обычно проводят однодневные походы и двухдневные (с ночевкой). Наиболее часто встречаются пешие походы, но могут быть вело — и водные походы. Перед походом, независимо от его разновидности, необходимо:

— определить цель, наметить маршрут, обдумать возможные сложности, оформить необходимые документы;

— провести проверку физической готовности детей, их турнавыков.

В поход с группой более 20 человек идут не менее 2 взрослых, желательно присутствие и медработника.

Разведка – форма получения детьми информации об окружающем мире. Используется обычно как этап планирования жизнедеятельности отряда, как поиск интересных дел.

Сбор – общее собрание всех членов отряда, всех ребят лагеря для обсуждения совместно с педагогами важнейших вопросов жизнедеятельности на смене. В некоторых лагерях и отрядах это высший орган самоуправления.

Варианты проведения сбора:

1. Сбор-рождение отряда. Оформление «лица» отряда: содержание деятельности, название, атрибутика, руководящие органы и т.п.

2. Сбор-старт. Перспективное планирование на определенный срок или разработка плана предстоящей акции.

3. Экстренный сбор. Сбор-ЧП, обсуждение события, требующего принятия немедленного решения.

4. Праздничный (торжественный) сбор. Общее собрание, посвященное какому-то знаменательному событию.

Спортчас (спортивный час) – форма организации физкультурно-оздоровительной работы. Проводить спортчас может и физрук, и сам педагог (все зависит от содержания деятельности). На спортчасе можно разучивать и проводить спортивные командные игры и их вариации (волейбол, пионербол, футбол, снайпер и пр.), а также различные подвижные игры и состязания. Главное, чтобы было безопасно, полезно и весело.

Турнир – состязание в определенном виде деятельности, проводящееся, как правило, по круговой системе, когда все участники имеют между собой личную встречу с целью выявить лучшего, победителя. Данная форма используется и в спорте, и в интеллектуальных соревнованиях, значительно реже – в художественно-прикладном направлении детского творчества (футбольный, шахматный турниры, турнир эрудитов, «Рыцарский турнир»). Присутствие в названии проводимого творческого соперничества термина «турнир» нацеливает организаторов именно на круговую форму состязания. Здесь возможны несколько вариантов:

1. Соперники разбиваются на пары, и победители выходят в следующий тур, где опять проходят парные встречи до выявления одного победителя.

2. Соперники встречаются друг с другом по кругу. Победителем окажется тот, кто в личных встречах одержал больше побед.

Турниры, как и конкурсы, могут быть индивидуально-личными и командными. Для турнира, также как и для конкурса, важно яркое, интригующее название.

Тренинг – форма практической психологии, ориентированной на использование активных методов групповой психологической работы. Базовые методы тренинга –групповая дискуссия и ролевая игра в различных модификациях и сочетаниях. Численность группы обычно от 7 до 15 человек. Наиболее известны тренинг поведенческий, тренинг чувствительности, тренинг ролевой, видеотренинг и прочее.

Фестиваль – массовое празднество, предполагающее смотр лучших работ, достижений в каком-то виде деятельности. Это комплексная акция, состоящая из разнообразных элементов – от выставок и конкурсов до вечеров и парадов (фестиваль друзей, театральный фестиваль, фестиваль

Экскурсия – групповое посещение достопримечательного места с образовательной целью (экскурсия по лагерю «кругосветка», экскурсия в музей, на предприятие и пр.).

Эстафета – форма организации соревнования в различных видах деятельности. Суть эстафеты в поочередном преодолении участниками одной группы определенных этапов, препятствий игрового маршрута («эстафетную палочку»).

Читайте также:  Как встать на учет в больницу

Ярмарка – развернутое на определенной площадке совместное развлечение (гуляние) детей и взрослых, предполагающее вовлечение участников в различные аттракционы. Алгоритм проведения:

— общий сбор, начало-зачин (от линейки до карнавала);

— свободное движение участников по ярмарочной площадке;

— свободный выбор аттракционов и участие в них;

Чем разнообразнее формы деятельности ребенка, тем большее количество социальных ролей он получает для социального творчества и тем он разностороннее развивается.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Некрасовская средняя общеобразовательная школа

лагеря с дневной формой пребывания детей

«Юннат – 2016»

«ПРОФИ – СМЕНА»

ул. Строителей, д.7

МБОУ Некрасовской СОШ,

Симонова Елена Александровна

Паспорт программы оздоровительного лагеря «Юннат» ……………….……. …. 3

Обоснование актуальности работы летнего оздоровительного лагеря труда и отдыха «Юннат – 2016» в контексте

профориентационной направленности «ПРОФИ – смена» ……………. …. ….…. 4

Механизм реализации Программы оздоровительного лагеря………. …………………………………………. 6

Режим дня летнего оздоровительного лагеря «Юннат»..…. 7

Социальный паспорт лагеря …………………………. ……………………….……. 7

Принципы реализации Программы лагеря ………………………. ………….….…10

Содержание работы летнего оздоровительного лагеря «Юннат» ………. …..…..10

Предполагаемые результаты …………………………………. …………………….18

Критерии результативности и методы диагностики . ……………….….

«ОТДЫХ– ПРОФЕССИИ – УСПЕХ!

МЫ ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ!»

летнего оздоровительного лагеря труда и отдыха детей

Основные разработчики Программы

Симонова Елена Александровна – учитель физики

Меньшикова Юлия Викторовна – зам. директор по ВР

Главная цель Программы

Содействовать созданию организационно-педагогических условий для оздоровления детей среднего школьного возраста, создание воспитательного пространства, оптимизирующего развитие здорового ребенка, как результат интеграции педагогических, оздоровительных и управленческих технологий, направленных на формирование духовно-богатой, здоровой, социально-активной личности.

Тематическая цель Программы

Содействовать формированию у школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества путем раннего профориентирования.

Кадровое обеспечение Программы

ответственный лагеря, воспитатели (педагоги школы), мед. работники школы.

Сроки реализации Программы

март — июнь 2016 года

МБОУ Некрасовская СОШ

Источники финансирования Программы

Областной бюджет, местный бюджет

Общее число участников

обучающиеся 5 – 8 классов

5) развитие самостоятельности, самоуправленческих умений воспитанников.

Модель организационного взаимодействия по реализации работы лагеря труда и отдыха «Юннат – 2016»

Районный дом культуры

Центральная районная библиотека

Молодежный центр «Импульс»

Администрация социальной поддержки населения и труда Администрации Некрасовского МР

Конная школа «Эквитера»

Районный краеведческий музей

Заместитель директора по ВР

Воспитатели, психолог, физрук

Содержание работы летнего оздоровительного лагеря с дневной формой пребывания детей «Юннат»

Вся деятельность участников лагеря направлена на создание максимально благоприятных и комфортных условий пребывания детей, их ценностно-смыслового отношения к здоровью, привитие чувства красоты, экологического, патриотического, трудового воспитания и направлена на всестороннее развитие личности детей.

18 дней пребывания детей в лагере «Юннат» погружают их в сюжеты пролонгированной ролевой игры. Сюжетно-ролевая игра будет осуществляться по формуле ПРИМЕРКА ИНТЕРЕСНЫХ ПРОФЕССИЙ + ОТЛИЧНЫЙ ОТДЫХ!

Профессии – это бесконечно интересная детям тема и огромный источник игр, в которые, скорее всего, они будут играть даже без всяких подсказок от взрослых. А в последнее время, когда в Ярославле появился такой прекрасный проект, как «КидБург, профессии стали еще и очень модной детской историей в глазах родителей.

Каждый день – это сюжет одной ИГРЫ, в которой её участники становятся ПРОФЕССИОНАЛАМИ в разнообразных профессиях и получают звание «ПРОФИ».

Дети играют, присваивая себе роли врача, продавцов, поваров и др. Положительное влияние на дальнейшее самоопределение имеют знания о труде взрослых и первоначальные трудовые пробы – выполнение несложных действий по уходу за растениями, изготовление несложных изделий, поделок и т.д.

Осознание ребенком своих способностей и возможностей на базе полученного опыта игровой и трудовой деятельности приводит к формированию представлений о желаемой профессии. Такая деятельность способствует развитию воображения детей как воссоздающего, так и продуктивного (творческого) характера. На основе этой способности происходит обогащение представления о содержании различных видов труда, формируется умение понимать условность отдельных событий, воображать себя в определенной профессии. У ребенка появляются профессионально окрашенные фантазии, которые окажут в будущем большое влияние на профессиональное самоопределение личности.

В процессе всей смены каждый участник лагеря получает жетоны – «ПРОФИ», что означает «примерку» им различных профессий. А также в ходе тематических дней ребята определят:

«Самые востребованные профессии будущего»

«Профессии сельской местности»

«Профессии с риском» и т.д.

«ПРОФИ-смена» предоставляет возможность ребенку осознать свои склонности к будущей профессии и поверить в свои силы и способности. Формат игры делает получение новых знаний и навыков для ребенка увлекательным и захватывающим, ведь в процессе игры можно самому проследить связь между получением знаний, их применением и достигнутым результатом.

«>

Ссылка на основную публикацию
Увольнение после больничного листа дата увольнения
Увольнение работника по инициативе работодателя в период его нахождения на больничном не допускается. Другое дело, если человек увольняется по собственному...
Судебная практика по капитальному ремонту многоквартирных домов
Капитальный ремонт представляет собой определенный комплекс работ, направленный на обеспечение нормального, с точки зрения законодательства и строительных норм, состояния. Он...
Судебная практика это определение
Решения судов, основанные на применении норм Гражданского кодекса Российской Федерации. В разделе представлены судебные решения по различным статьям ГК РФ...
Увольнение при банкротстве компании
Разделы законодательства, регулирующие трудовые права работников Одним из ключевых прав гражданина Российской Федерации, утвержденных ее действующим законодательством, включая Конституцию страны,...
Adblock detector